Классное руководство
Для позитивных изменений в сфере образования особое значение имеют креативность и профессиональный уровень руководителей школ
У эффективных образовательных учреждений есть общий признак — грамотный руководитель. Между тем в педагогических вузах нет такой специальности — «директор школы». Кто сегодня руководит школой в Новосибирской области?
Управлять с опытом
Если учитель — это призвание, то директор школы — призвание вдвойне. Помимо педагогических талантов, у человека должны быть ярко выраженные организаторские способности и настоящие бизнес-качества. В образование область вкладывает большие средства, но, как показал проведенный региональным министерством образования анализ работы общеобразовательных учреждений, эти учреждения не всегда работают эффективно. Некоторые статусные школы получают повышенный норматив финансирования, но имеют средние показатели работы, в то время как есть школы, которые при небольших затратах достигли очень неплохих результатов. Очевидно, что здесь роль директора как управленца выходит на первый план, поэтому не исключено, что скоро обязательным станет второе высшее образование по специальности «менеджмент».
Пока главным для директора считается опыт. Неслучайно средний возраст директоров школ в области — 47 лет. Людей, не первый год работающих в образовании и добивающихся успехов, берут, что называется, на карандаш специалисты муниципальных и районных управлений образования. Однако они лишь предлагают кандидата на должность директора, а назначает уже глава муниципального района или городского округа. Это связано с высокой общественной значимостью профессии. С новыми требованиями времени, возможно, изменится и процедура выбора руководителей. Так, рассматривается вариант назначений их на конкурсной основе.
К примеру, у директора МАОУ «Гимназия № 6 «Горностай» Ирины Путинцевой уже есть навык таких «состязаний». На должность директора Ирина Германовна была назначена в 2006 году, и уже четвертый год совмещает эту работу с деятельностью депутата Совета города Новосибирска.
— Для меня быть депутатом — это и дополнительная возможность тиражировать позитивный опыт, который мы имеем в нашей гимназии, — рассказывает Ирина Германовна. — Своим избирателям я обещала основное внимание уделять социальной сфере, в первую очередь — образованию. Это сфера моей профессиональной деятельности, что позволяет мне глубоко понимать проблемы. Кроме того, являясь председателем Совета директоров образовательных учреждений Советского района, я в курсе всех значимых событий.
Организация стратегии
Директору школы обязательно знать и все изменения, происходящие в законодательстве: на собеседовании в управлении образования он должен подтвердить свои знания закона об образовании и других нормативно-правовых документов, в том числе регулирующих финансово-хозяйственную деятельность. Так как эта деятельность практически целиком ложится на его плечи, то он и в дальнейшем не может не следить за всевозможными поправками и изменениями.
Однако в школу дети приходят за знаниями, и за качество знаний также в первую очередь отвечает директор. Поэтому, по данным областного министерства образования, одно из основных направлений курсов повышения квалификации руководителей учреждений общего образования — внедрение в систему федеральных государственных образовательных стандартов нового образца. Кстати, по действующему закону об образовании директора проходят подобные курсы раз в 5 лет, а по вступающему в силу с первого сентября 2013 года будут чаще — раз в 3 года.
Обобщая все функции директора, можно определить их так: выбрать концепцию развития образовательного учреждения. При этом существуют разные не только варианты, но и способы выбора.
— За стратегию в нашей гимназии отвечает управляющий совет, который возглавляет один из родителей, — объясняет Ирина Путинцева, входящая в «Золотую дюжину» директоров Новосибирска. — Он функционирует с 2007 года, я была инициатором его создания. Как директор в него, разумеется, вхожу, но все решения принимаются коллегиально. Такой орган мне понадобился, потому что родители наших ребят — люди образованные, активные и инициативные. Неправильно было бы оставлять их в стороне. Совместными усилиями мы добиваемся главного — чтобы наши дети получили качественное образование.
Уроки молодым
Найти общий язык с родителями так же важно, как и собрать коллектив коллег-единомышленников. Одна из важнейших в деятельности директора задач — создать в своей школе условия для повышения мотивации к профессиональному росту и привлечения молодых педагогов. Другими словами, воспитать и обучить не только учеников, но и следующее поколение учителей. Эта идея легла в основу проекта главного управления образования мэрии Новосибирска «Молодые лидеры образования». Как пояснила заместитель директора МКУ «Городской дом учителя» и президент Городского клуба молодых педагогов Ольга Петрова, цель программы — создать достойный кадровый резерв в образовании. Курсы устроены так, что молодые педагоги участвуют в практикумах и семинарах на базе ведущих образовательных учреждений, причем не только родного региона. Опытные и успешные директора школ, лицеев и гимназий рассказывают о том, как, на их взгляд, должна быть организована работа образовательного учреждения. Для начинающих специалистов такие встречи бесценны: еще в начале карьеры они могут увидеть разные варианты, приводящие к одинаково высоким результатам. Сами руководители делятся секретами охотно: они получают не конкурентов, а помощников, которые приносят новые идеи.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Галина СОЛОМЕЕВА, директор МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска:
— Обязанностей у директора много: их описание занимает три листа. Он должен быть знаком со всеми нормативно-правовыми документами, а также теми, что регулируют финансово-хозяйственную деятельность, в том числе со всеми тонкостями распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Кроме того, считается, что директор — это учитель всех учителей. Этому нужно соответствовать. Продолжать ли собственную педагогическую деятельность — для директора сложный выбор. По правилам, он может вести 6 часов, но я, к примеру, уже 5 лет как отказалась от уроков в связи с нехваткой времени. Просто было неловко перед учениками, когда приходилось в очередной раз отменять урок из-за совещания или прерывать из-за важного звонка. Безусловно, к тому моменту, когда становишься директором, уже должно быть достаточно педагогического опыта. Но, став руководителем, правильнее сосредоточиться на управленческих функциях.
ЦИФРА
У 67 процентов руководителей учреждений общего образования трудовой стаж свыше 20 лет