USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Мама, купи шарик», или Сколько тратят дети в магазине?

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото с сайта dsgishim.ru
Фото с сайта dsgishim.ru

Бизнес, построенный на производстве и продаже детских товаров, признан одним из самых выгодных в мире

Большую часть покупок, включая не только игрушки, платьица и панамки, но и все, что есть в холодильнике, бытовую химию, предметы гигиены, интерьера, мы делаем под влиянием или с оглядкой на детей и их потребности.

Ребенок еще не родился, а молодые родители уже накупили кучу нужного и ненужного: на вырост и на всякий случай. Постепенно мы понимаем, что детский бюджет в семейном занимает не меньше трети, а то и половины. Часть мы тратим по делу. Другую же часть нам помогают тратить те, кто на этом зарабатывает.

Через несколько лет траты на одежду ребенка вырастут в разы, а магазины получат в его лице самостоятельного покупателя. Как показывают исследования новосибирских ученых Марины Цой и Владислава Щеколдина (кафедра теории рынка НГТУ), дети в возрасте до 14 лет, по самым скромным подсчетам, ежегодно распоряжаются суммами от 15,5 тысячи до 20 тысяч рублей — самостоятельно или в компании с друзьями. И это только карманные деньги. Тинейджеры — большие транжиры.

Купите немного сказки
Впрочем, маленькие детки, еще не имеющие собственной наличности в кармане, не менее успешно распоряжаются кошельком родителей. Деньги почти ежедневно утекают тонкой струйкой — на «забавную нефть», попрыгунчики, мыльные пузыри. По 5, 10, 50 рублей… Суммы вроде невелики, но за месяц набегает...

Игрушечная индустрия ориентирована на самого отзывчивого потребителя. Эксперты отмечают, что детская аудитория гораздо более лояльна и восприимчива к рекламе. Она, как говорят психологи, для ребенка является альтернативным способом познания мира и получения удовольствия. Это взрослых реклама раздражает, а младенец с началом рекламной паузы перестает плакать и внимательно смотрит на экран. Мой сын цитирует рекламные ролики наизусть, причем, бывает, очень к месту и с юмором. И выбирает в магазине именно то, что запомнил.

Привлечь взрослых к покупкам проще через детей. Герои нового мультсериала сразу материализуются в игрушки. Если дети не могут попасть в сказку, о чем они тайно мечтают, то хотя бы сказка будет жить у них дома. Надо всего лишь прийти в магазин с мамой. И не обязательно в специализированный. Игрушки продают в каждом супермаркете и торговом центре, на рынке, в киосках.

В поддержку покупок выпускается масса журналов. Посмотрел мультфильм про роботов, купил журнал с теми же героями и игровыми карточками в придачу плюс игрушку. Еженедельно покупка игрушек и комиксов «уводит» из родительского кошелька в среднем 300 рублей и выше. В ларьке, где мы регулярно покупаем журналы с карточками, продавец сообщила, что таких, как мы, охотников до «Трансформеров» — с добрый десяток.

У игрушек китайское лицо
«Игрушечный» бизнес, сладкий и пухлый, поднимается как на дрожжах. И в этом пироге Новосибирск, третий по численности населения город в стране, имеет вполне увесистую долю. С повышением рождаемости в регионе растет и спрос на детские товары, и количество желающих заработать на этом.

Подавляющая часть детских товаров поставляется из-за границы, в частности из Китая. По данным Discovery research group, на долю китайских товаров в общем объеме российского рынка детских товаров приходится 66 процентов. На долю европейских брендов — 22 процента, остальные 12 процентов — товары отечественного производства.

Отделов, магазинов с детскими товарами — не сосчитать. Интернет пестрит объявлениями с просьбой поделиться бизнес-планом открытия детского магазина: какие товары самые ходовые? Тут же предложения от поставщиков: «Мягкие игрушки оптом, сертификат, хорошая цена. Ваш разбег от номинала составит 50 процентов…»

Дешевенькие светящиеся микрофоны, мечи, пистолеты, вертушки, сделанные в Китае, даже с учетом транспортных и таможенных расходов, приносят продавцам неплохой доход. На празднике в парке парень раскладывает на небольшом туристском столике всякую разноцветную китайскую дребедень. «Забавы» на час стоят от 15 до 60 рублей. Сын канючит: мама, купи шарик! Беру. За мной уже выстроилась очередь. Через три часа коробка у продавца пуста.

От кубиков к сенсору
Все большей популярностью пользуются развивающие игрушки и технологии. И вот тут вступают в спор с Китаем производители Европы и России. Отечественная игрушка, продуманная до мелочей, сделанная с любовью, служит не одному поколению ребят. Китайцы, как правило, рассчитывают: чем быстрее поломается игрушка, тем быстрее придут покупать новую.

А познавательные, обучающие игрушки расходятся в Новосибирске на ура. Новинки привлекают внимание не только продвинутых подростков, но и бабушек, ищущих подарок для внуков.

В прошлом году на выставке в «Новосибирск Экспоцентре» таких игрушек было представлено много — продукция отечественных и зарубежных производителей. Как подчеркнула президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, 20 процентов производства в отрасли сегодня должны занимать инновационные технологии, креативные продукты: «Основные тренды в издательстве для детей сейчас — это говорящие книжки. В детском питании делается упор на экопитание, а в игрушках — на настольные игры, затрагивающие все органы чувств».

И я совсем не удивлюсь, если завтра на витрине увижу лопатку для игры в песочнице с сенсорной ручкой или пультом дистанционного управления. И мой коллега — системный администратор, у которого буквально на днях родилась дочка, не пройдет мимо витрины с детским гаджетом. И, скорее всего, его купит.

Ежегодно в Новосибирской области рождаются более 35 тысяч малышей. В прошедшем году в регионе были зарегистрированы 19 229 новорожденных мальчиков и 18 425 — девочек. Армия потребителей игрушек растет.

Портрет типичного покупателя-подростка
Девушки 15 — 17 лет, ориентированные на «гламур», предпочитают ходить по торговым центрам с подругами для того, чтобы погулять, что-то купить, примерно 2 — 3 раза в неделю. Сумма карманных денег не превышает 500 рублей в неделю, из которых они часть тратят, а часть копят. Верят рекламе в модных журналах и реалити-шоу.

Мальчики 12 — 14 лет, наоборот, приходят в торговые центры развлечься, весело провести время, перекусить в кафе. Сумма карманных денег не превышает 300 рублей в неделю, которые тратят на хобби (спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, виджеты, гаджеты и т. д.). Их привлекают реклама в виде телевизионных и интернет- роликов, а товары, на которые они обращают внимание, чаще всего видят по ТВ.
По материалам исследований к. э. н., доцента М. ЦОЙ и к. т. н., доцента В. ЩЕКОЛДИНА (кафедра теории рынка НГТУ)

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Марина ЦОЙ, кандидат экономических наук, начальник отдела маркетинга НГТУ:
— Дети имеют карманные деньги, которые тратят по своему усмотрению, они также оказывают значительное влияние на то, как их родители приобретают товары и услуги. И самое главное, дети являются будущими самостоятельными потребителями — взрослея, они сохраняют часть своих потребительских привычек, например лояльность к ряду брендов.

Особенности российского менталитета благоприятно сказываются на перспективах развития рынка детских товаров. Во-первых, большинство родителей готовы приобретать более дорогие товары, чтобы получить моральное удовлетворение от осознания того, что ребенок «получил самое лучшее». Во-вторых, спрос на детские товары слабо зависит от цены: если взрослый человек может отложить покупку какой-то вещи для себя, то детскую вещь он вынужден покупать в любом случае. Расходы на детей также слабо зависят от уровня дохода семьи: чем меньше доход семьи, тем больше денег в процентном отношении она тратит на ребенка. В некоторых семьях эта статья расходов превышает затраты на питание, а в ряде семей на ребенка тратится более 70 процентов всех доходов.


ЦИФРА
Емкость российского рынка детских товаров в 2011 году составляла 376,2 миллиарда рублей. В прошлом году объем продаж увеличился на 15 — 17 процентов