USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как жить будем: по закону или по «справедливости»?

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото с сайта new-lifestyles.ru
Фото с сайта new-lifestyles.ru

Прокуратура города начинает вести проверки по публикациям «Советской Сибири» на тему ЖКХ

Одна из самых социально «чувствительных» сфер нашей жизни, несомненно, жилищно-коммунальное хозяйство. Со способами его реформирования до сих пор многие не могут разобраться, а неизвестность пугает еще больше. Всем нам не хватает хорошего ликбеза в этой отрасли, которая норовит поставить собственников жилья «в ответственное положение». Все ли готовы к такому повороту? И почему в этой ситуации далеко не все управляющие компании готовы делить бремя этой ответственности? «Советская Сибирь» ведет расследование, чтобы получить ответы на эти вопросы.

«По поручению» читателей
Позавчера в редакцию позвонил помощник прокурора Новосибирска Станислав Юдинцев и сообщил, что по публикациям «Советской Сибири» на тему ЖКХ прокуратура города начинает вести проверки. Станислав Александрович посетовал: много в эти дни пишут про нарушения в этой сфере.

Его мнение только подтверждает общую статистику. Так, из всех обращений в мэрию треть устойчиво занимают вопросы и проблемы, связанные с жильем и его содержанием. Опросы россиян дают еще более удручающую статистику: лишь 36 процентов граждан довольны сферой жилищно-коммунального хозяйства страны. В 2012 году в Фонд ЖКХ поступило 719 жалоб от жителей РФ — это в два раза больше, чем в прошлом году.

Хорошо, что прокуратура откликается на работу журналистов, которые, в свою очередь, работают «по поручению» своих читателей. Они, почувствовав поддержку, все чаще обращаются за помощью.

В последнее время повышенное внимание вызвало состояние жилья, находящегося под патронатом управляющей кампании (УК) «Заельцовская». В районной прокуратуре создали рабочую группу, которая занималась возникшими здесь проблемами. На одном из заседаний рассматривали жалобу жильцов на несвоевременный вывоз мусора, который должна была организовать УК «Заельцовская». Стихийные свалки даже зимой представляют угрозу для санитарного состояния города. Проверка показала, что УК почему-то не установила мусорные контейнеры так, чтобы жильцам было удобно ими пользоваться. Не каждому хватало терпения пройти полкилометра, чтобы выбросить пакет с бытовыми отходами. Результаты проверки закончились исковым заявлением в защиту прав жильцов и требованием к УК соблюдать санитарные нормы и правила: расстояние от дома до мусорного контейнера должно быть не более 200 метров.

Что изменилось после судебного решения? На днях в прокуратуре сообщили, что мусор убрали, но, похоже, лишь до новой стихийной свалки, которая в весеннюю пору таит более серьезные угрозы, чем зимой. Прокуратуре ответили: мусорные баки не хотят устанавливать сами жильцы.

Может ли такой исход удовлетворить надзорные органы, призванные блюсти не только интересы граждан, но и строгое следование предписаниям закона? Ответ, наверное, скоро последует.

Лампочка «спорит» с солнцем
— Вот видите, у нас днем ни одна уличная лампочка не горит, — с гордостью за хозяйский подход говорит Наталья Михайлова, поглядывая на соседний дом, где электрическое освещение «спорит» с полуденным солнцем. Кто такая Наталья Александровна Михайлова? Одна из хозяек 50-летнего трехэтажного многоквартирного дома по улице Аэропорт.

В свое время почти все новосибирцы, не мудрствуя лукаво, отдались в управление бывшим жилконторам, которые после очередного этапа жилищно-коммунальной реформы поголовно преобразовались в управляющие компании. Почти, да не все. Закон предлагал на выбор три формы управления жилищным фондом: либо по договору с управляющей организацией, либо управление товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом), либо непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Что касается последнего, об этом большинство из нас слыхом не слыхали. А на улице Аэропорт вот уже семь лет эта форма реализуется в полнейшем комплекте.

Умение договориться
Самоуправление не предполагает образования юридического лица. Жильцы ДОГОВАРИВАЮТСЯ (!) сами содержать, обихаживать, ремонтировать свой дом. Все дела ведет (с помощью всех жильцов) один человек, которому остальные доверили (каждый в письменной форме) представлять их интересы в инстанциях и договорных отношениях.

Мы осматриваем с Натальей Михайловой их дом. Сразу видно, что тут есть хозяин. Здание отремонтировано, ухожено.

— Приезжайте летом, увидите, какая у нас красота — кругом зелень, цветочки, — приглашает Наталья Александровна и сетует, что «придомовой земли мало». Но это не просто сетования. Коль мало, решили действовать. Коллективно постановили взять в аренду у мэрии (!!!) участок, принадлежащий муниципалитету, чтобы создать зеленый уголок для отдыха и «общекультурной атмосферы». И сейчас на нем видны торчащие из-под снега посаженные осенью кустики.

Экзотическое явление городской природы
Признаюсь, смотрела на эту женщину как на экзотическое явление городской природы. Подумать только: договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления... сантехники, дворники, электрики... документация, проекты, капитальные ремонты… И все сами?! Кстати о капитальных ремонтах, на которые нам ныне грозят жуткими начислениями в будущем. В самоуправляемом доме эти деньги начали копить задолго до того, как законодатели решили подключить к этому средства жильцов. Как говорится, «самоуправленцы» законы сами себе и устанавливают.

На фоне тотального непонимания перспектив реформы ЖКХ, зачастую отсутствия взаимопонимания собственников с управляющими компаниями, нежелания разделить ответственность за состояние жилищного фонда «самоуправленцы» остаются экзотикой не только из-за формы отношений с окружающим жилкомхозом. Это вообще «другие люди». Удивительно, но Наталья Михайлова уверена, что все горожане готовы «взять власть» управления в свои руки.

— Я думаю, что государство должно разработать такой закон, чтобы всем жильцам отдать в самоуправление дома, и создать такую организацию, где по договорам с жильцами квалифицированные специалисты оказывали бы услуги по разным профилям сферы ЖКХ, — мечтает Наталья Александровна, даже не подозревая, что она не просто «герой общественного труда». Мера ответственности, свойственная ей, ее помощникам и всем соседям такова, что на весах может перетянуть не одну управляющую компанию, не говоря уж о нас, так называемых собственниках жилья. В большинстве своем мы мыслим только в пределах своих квадратных метров.

Те, кто видит больше
У тех, кто видит больше, тоже претензии к законам. Так, Артём Демченко, руководитель клуба «Управдом», уверен, что законодательство неадекватно состоянию жилищного фонда. Отсюда все наши беды. Артём приводит в пример старые двухэтажки, где сбор квартплаты по 12 рублей за квадратный метр не дает возможности управляющей компании оплатить работу дворника и другие услуги. На недоуменное: «Почему невозможен маневр за счет других средств, получаемых УК?» — Артём задает встречный вопрос:

— Но почему другие должны расплачиваться? Как жить будем: по закону или по «справедливости»?

В клуб «Управдом» обращаются специалисты, которые, например, утверждают, что ресурсоснабжающие организации после установки водо- и прочих счетчиков оказались перед фактом резкого снижения потребления. Люди стали экономить до такой степени, что возникла угроза кризиса перепроизводства непотребленных ресурсов, которая может вызвать непредсказуемые последствия.

— Теперь наш дом, — говорит Артём, — в строке ОДН — «Общедомовые нужды» — должен платить за освещение, например, «по метражу» чердака, подвала и всех служебных помещений, даже тех, где лампочек никогда никто не вкручивал.

Но оплату нам «вкрутят» по полной…
Равнодушных к теме ЖКХ становится все меньше, наши «карманные расходы» активно стимулируют этот процесс. Но сколько бы мнений ни было, есть повод убедиться, насколько разрешение ситуаций зависит от «качества» людей, будь они работниками управляющей компании или собственниками жилья. И самым пристальным прокурорским надзором отрегулировать это «качество» пока не представляется возможным.

ФАКТ
Жалобы на некачественную работу структур ЖКХ составляют треть всех обращений в органы власти

Фотографии статьи
Хороших примеров все-таки больше: на улице Новая Заря в этом году обновился целый жилмассив во многом благодаря работе управляющей компании. Фото Юрия БЕЛОУСОВА