Развод «по-заельцовски»
Жильцам многоквартирного дома пришлось пройти через суд, чтобы отказаться от услуг управляющей компании и доказать законность созданного ими товарищества собственников жилья
Горячие вопросы, связанные с деятельностью управляющих организаций, далеко не всегда удается решить мирным путем. На диалоговой площадке «Советской Сибири» советы дают не только эксперты. Своим опытом делятся также горожане: какие подводные камни ждут жильцов многоквартирного дома, пожелавших расстаться с недобросовестной управляющей компанией?
Букет проблем
Жильцы многоэтажки, расположенной в Новосибирске на Красном проспекте, 163, приняли решение организовать ТСЖ и отказаться от услуг УК «Заельцовская». Причина — низкое качество обслуживания. Напомним, что, по данным Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, «Заельцовская» (одна из компаний группы F1) входит в тройку УК, к которым новосибирцы предъявили наибольшее количество претензий в 2012 году.
— В течение двух лет, пока нашим домом управляла компания, о чистом дворе можно было только мечтать, — вспоминает Юлия, жительница дома. — Мусор вывозили нерегулярно, игровая площадка фактически отсутствовала, и детям приходилось гулять в соседних дворах. В подвалах стоял неприятный запах, накапливался хлам. Одной из самых острых проблем был ремонт крыши. Деньги на ремонтные работы жильцами выплачивались, но результата мы не видели — крыша все равно протекала. Поэтому на общем собрании мы решили: если хотим изменить ситуацию к лучшему, нужно действовать. Объединяться в ТСЖ люди начали в июне 2010 года.
— Легитимность товарищества нам пришлось доказывать в суде, — рассказывает Александра Розова, председатель правления ТСЖ дома № 163. — Арбитражный суд Новосибирской области подтвердил, что товарищество создано на законных основаниях, и мы выиграли процесс. Кроме того, возникли сложности с получением технической документации. Кровля дома, например, остается в аварийном состоянии, так как отсутствует техническая документация, необходимая для проведения ремонтных работ. Чтобы ее подготовить, ТСЖ понадобятся приличные деньги…
Большая разница
Процесс разбирательства с коммунальщиками еще не завершен, однако актив дома предпринимает усилия, чтобы навести в нем порядок. И если поначалу далеко не все жильцы проявляли единодушие, выражали доверие к новой форме управления, со временем число недоверчивых поубавилось.
В 2012 году силами товарищества удалось сделать многое. Нашлись деньги, чтобы оборудовать автостоянку, детскую площадку, оградить двор, поменять трубы в подвале и очистить подвальные помещения от хлама. Причем собственники квартир уверяют, что плата за содержание жилья увеличилась незначительно — на четыре рубля за квадратный метр. Таким образом, жильцы выплачивают около 14 рублей с одного квадратного метра жилплощади. Возможно, члены ТСЖ оказались просто искренне заинтересованы в том, чтобы наладить качественное обслуживание дома при минимальных затратах?
ТСЖ — в приоритете
Среди обращений, поступающих от горожан в муниципальную аварийно-спасательную службу Новосибирска по телефону 051, значительная часть — звонки об авариях в системе ЖКХ. По данным Александра Ерохина, председателя комитета анализа рисков чрезвычайных ситуаций и организации межотраслевого взаимодействия мэрии города Новосибирска, всего по состоянию на 23 января 2013 года в диспетчерской мэрии зарегистрировано 7 818 обращений. Из них 2 212 (28,3 процента от общего числа) связаны с работой управляющих организаций.
Все поступающие сообщения можно разделить на несколько групп. Аварии и неисправности внутридомовых систем — 1 843 обращения, управление домом — 174, очистка кровель от снега — 28, низкие параметры отопления в квартире — 92, работа лифтов — 92 звонка. Неудивительно, что жители областного центра все чаще и охотнее выбирают такую форму управления домами, как ТСЖ.
СПРАВКА
Центр стратегических исследований Росгосстраха, проводивший исследования, сообщает, что 59 процентов жителей города Новосибирска полностью или в основном довольны состоянием дома, в котором они проживают: внешним видом, коммуникациями, состоянием подъездов, лифтового хозяйства и тому подобным. Несколько больше горожан, 72 процента от числа опрошенных и определившихся с ответом, полностью или в основном довольны благоустройством города. При этом работой жилищно-коммунальных служб (сроками, качеством обслуживания жилья) полностью и в основном доволен только 41 процент жителей города. По стране в целом показатель еще ниже: работой ЖКХ в 2012 году были довольны только 36 процентов россиян.