USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Почему таксистам закон не писан?

Светлана ГРОМОВА
Разрешение на право легковых таксомоторных перевозок в области получили 5 236 водителей. Фото Аркадия УВАРОВА
Разрешение на право легковых таксомоторных перевозок в области получили 5 236 водителей. Фото Аркадия УВАРОВА

Власти не имеют права вмешиваться в ценовую политику таксомоторных фирм

Уже более года в стране действует закон о такси, однако из-за отсутствия должного контроля в нашем регионе он в полной мере не заработал. По данным на 11 января, в Новосибирской области разрешение на право легковых таксомоторных перевозок получили 5 236 водителей. Но в действительности, по подсчетам экспертов, их не менее 10 тысяч.

В Новосибирске сформировались три основных типа такси. Во-первых, это диспетчерские службы, с которыми водители заключают договоры. Менее развитый тип такси — автопарк. В таких организациях имеется несколько единиц или десятков собственных или арендованных автомобилей. Наконец, третий тип — так называемые бомбилы. Именно они оказались в более выгодной позиции по сравнению с легальными таксистами, так как нашли способы обойти закон.

Шашки и рации ушли в прошлое
Времена, когда бомбилы просто ездили по городу и подбирали людей, голосующих на дороге, давно прошли. Сегодня они работают с диспетчерскими службами. На такую временную работу берут всех подряд, даже без стажа вождения, лишь бы машина была своя. Хотя по закону для работы в такси допускаются люди с водительским стажем не менее пяти лет, а их автомобили должны ежедневно осматриваться механиком и проходить техосмотр раз в полгода.

— Большинство водителей, желающих работать в такси, заключают договор с диспетчерскими службами, не имея при этом документов на индивидуальное предпринимательство, — рассказывает водитель Сергей Васильев. — Оператор раздает заказы частникам, у которых на машине нет ни шашечек, ни рации. Все стало гораздо проще.

Водителю на мобильный телефон диспетчер устанавливает специальную java-программу такси, которая работает через Интернет. С ее помощью можно выйти на линию, посмотреть список заказов этой диспетчерской службы в любом районе города, взять любой из них, а также сойти с линии. Делается это всего лишь нажатием определенных клавиш. Никаких предрейсовых медосмотров и осмотров автомобиля механиком. После того как водитель нажимает кнопку «Забрать заказ», клиенту приходит СМС-сообщение с указанием марки, цвета и госномера автомобиля.

— Если говорить о доходах, то за новогоднюю ночь и три последующих дня я заработал 15 тысяч рублей, — продолжает Сергей Васильев. — Работая в пятницу или субботу вечером с 18 до 23 часов, можно получить от одной до двух тысяч рублей. Из них нужно отдать диспетчерские 10 % от стоимости каждого заказа и залить бензин. Никакие налоги я не плачу.

Легальные таксисты возмущены до предела. Кроме налогов, штрафов ГИБДД и непрекращающихся проверок, официально оформившиеся водители лишаются заработков. Ведь бомбилы берут количеством, отбивая большинство клиентов.

— Их не пугают даже драконовские штрафы: за незаконную установку шашек — 2,5 тысячи рублей, за управление такси без лицензии — 5 тысяч. Они просто возят людей без опознавательных знаков и ни за что не платят, — рассуждает индивидуальный предприниматель Сергей Легачёв. — И инспектору ГИБДД трудно догадаться, зарабатывает ли водитель или просто везет в качестве пассажира знакомого или родственника. У индивидуального предпринимателя за год на все отчисления в налоговую и Пенсионный фонд уходит более 55 тысяч рублей, и с него спрашивают по полной программе. У меня только в декабре закончилась пятая проверка, по нескольким из них дело доходило до суда, меня признавали виновным в нарушениях. К счастью, вышестоящие суды оправдывали. А на все это нужно время и железные нервы…

Быть ли кар-сервису
Директор одной из служб заказа легкового пассажирского транспорта Вячеслав Шевченко убежден, что в Новосибирске, как и в целом по России, должен официально существовать кар-сервис. Ведь в нашем городе большинство пассажиров заказывают такси по телефону через диспетчерские службы.

— Нужно различать понятия такси и кар-сервис, — считает Шевченко. — Таксисты — это те, которые перевозят пассажиров «с руки», то есть подобранных на обочинах дорог. А кар-сервис — это диспетчерская служба. Само агентство де-юре в этом случае не является перевозчиком, оно лишь консолидирует поступившие заявки от клиентов и передает их водителям. Те в свою очередь платят проценты фирме и все необходимые налоги.

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко убежден, что такие службы не могут контролировать состояние автотранспорта, а главное — водителей.

— Диспетчерские службы не несут никакой ответственности перед пассажирами, — поясняет собеседник. — Ведь зачастую клиент не знает, осмотрел ли водителя врач, трезв ли он, не употреблял ли наркотики и исправна ли машина, на которой его везут. Это существенный пробел в законодательстве, который обязательно будет устранен.

Ну а пока рынок такси в Новосибирске остается стихийным, что не гарантирует безопасности пассажирам.

ПОСТФАКТУМ
Согласно действующему законодательству, таксисты обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, получать разрешения и оборудовать машины таксометрами или приборами, заменяющими их. Региональные власти вправе самостоятельно устанавливать требования к единой цветовой гамме кузова таких автомобилей. Новосибирским перевозчикам в этом смысле повезло.

— Депутаты высказались против введения единого цвета для автомобилей такси, и мы определили, что он может быть любой, — рассказывает Валерий Ильенко. — Соблюдение этой меры потребовало бы от предпринимателей привлечения значительных затрат на покраску старых и покупку новых автомобилей. Также на региональном уровне был определен уполномоченный орган по организации выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Им является министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Оно же будет контролировать деятельность таксомоторных предприятий.

22 января депутаты комитета Законодательного собрания рассмотрели проект нового областного закона «О государственном контроле индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Новосибирской области». Он определит сроки и порядок проведения проверок таксистов. Предполагается, что плановые будут проходить не чаще, чем раз в год, а внеплановые — при поступлении обращений и заявлений о допущенных нарушениях от граждан, юрлиц, органов власти, местного самоуправления и СМИ. 31 января законопроект рассмотрят на сессии Заксобрания. Власти уверены, что с принятием законопроекта на наших дорогах будет больше порядка.

КСТАТИ
Стоимость услуг такси складывается в зависимости от цен на бензин, амортизации, арендной платы за парковку и прочего. При этом исполнительная и законодательная власти не могут вмешиваться в ценовую политику перевозчиков. Каждый пассажир выбирает то, что ему по карману. Но иногда, особенно в праздники, цены на услуги такси могут увеличиваться в два, а то и в три раза. В этом убедились наши читатели.

Одной семье, прилетевшей из-за границы в аэропорт Толмачёво в начале января, перевозчики на парковке аэровокзала предложили заплатить 800 рублей, чтобы доехать до Юго-Западного жилмассива. А водитель диспетчерской службы, приехавший на машине из города, взял всего 450 рублей.
Другой молодой паре в одной из диспетчерских служб за поездку к друзьям в новогоднюю ночь предложили заплатить и вовсе поразительную цену. Фирма сообщила, что у них конкурс — кто из клиентов даст больше денег, то быстрее увидит у своего подъезда машину. Так, за тысячу рублей супругам пообещали прислать авто за считанные минуты.


ФАКТ
Для получения разрешения на право перевозки пассажиров необходимо: зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (800 рублей), изготовить печать (300 рублей), получить доверенность на представление интересов ИП (1 800 рублей), получить разрешение на такси (350 рублей). Налоги по «упрощенке» и транспортный налог — 16 670 рублей в год. Отчисления в Пенсионный фонд за обязательное медицинское и пенсионное страхование — 35 665 рублей в год. Итого получится более 55 тысяч рублей.