Жизнь в науке, наука в жизни
Первые занятия в знаменитой на всю страну новосибирской физико-математической школе прошли 50 лет назад
Неделя для этих школьников началась как всегда — с лекций. В Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) НГУ образовательный процесс организован по-университетски: вместо обычных уроков — лекции и семинары. И по содержанию это не привычный школьный курс, а уникальные занятия, потому что проводят их ученые Академгородка. Так было в физико-математической школе всегда, так проходил и юбилейный для ФМШ день — 21 января.
Путевка в мир большой науки
Спустя ровно 50 лет свои лекции для учеников нынешних подготовили ученики бывшие. И хотя в 1963 году лекция была обычная, «рабочая», тут знаменитые выпускники решили немного отойти от традиций. Михаил Иванович Эпов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, прочитал лекцию «О физматшколе, судьбе и электромагнитном поле». Про свои исследования директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН начал рассказывать именно с этой страницы биографии — учебы в ФМШ. Ведь кто знает, как сложилась бы судьба простого деревенского мальчишки, который никогда не ездил на поезде, не видел телевизора, не умел танцевать чарльстон, но знал наизусть валентности элементов периодической таблицы Менделеева? Именно его интерес к химии и успехи в постижении этого предмета сделали возможным поступление в уникальную школу.
Думать и действовать смело
Организация учебного процесса, которую уже полвека сохраняет и развивает СУНЦ НГУ, сейчас очень востребована за рубежом. Выпускники ФМШ на международных конгрессах и конференциях слышат пожелания австралийских и английских коллег: вот бы хорошо сделать так, чтобы одаренные школьники начинали работать на серьезном оборудовании в настоящих лабораториях под руководством ученых! Для «фымышат» это реальность, которая стала возможной благодаря смелым советским ученым, в первую очередь Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву.
— Мы отмечаем как день рождения обе даты: и 23 августа — день выхода официального постановления о создании специализированных учебно-научных центров для школьников при университетах в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве, и 21 января, когда учеба началась на самом деле. Это очень важно, — объясняет директор СУНЦ НГУ Николай Яворский, — потому что основатели городка не боялись взять на себя такую огромную ответственность. Ведь школы еще не было, не было интерната, куда можно расселить ребят. Академик Лаврентьев принял это решение — начать учить. А все потому, что был настоящим патриотом науки и своей страны.
КОММЕНТАРИИ
Наталья СЕРОВА, директор СУНЦ СПбГУ:
— Самое важное, что объединяет все наши специализированные учебно-научные центры при университетах, — это высокий уровень образования, который дается по всем предметам, а не только профильным, естественно-научного цикла. Это под силу освоить нашим ученикам, и у нас есть преподаватели, которые могут эти знания дать. Вторая важная особенность наших школ в том, что отношения у нас строятся по принципу «личность — личность», а не «учитель — ученик» или «старший — младший». И это многие годы приносит свои плоды.
Юрий НИКОЛАЕВ, заместитель директора СУНЦ МГУ по учебно-воспитательной работе:
— Сравнивая наши школы, я остановлюсь на «технических» моментах. Во-первых, важно, что мы школы федеральные, и все, как умеем, выстраиваем систему отбора не из одного региона, а из нескольких. Во-вторых, мы тесно связаны с университетами: активно используем их ресурсы и привлекаем ребят поступать в них. А отличает нас от Новосибирска то, что здесь всегда сильнее была физика, а у нас — математика.
СПРАВКА
За годы своего существования СУНЦ НГУ воспитал около 4 000 кандидатов наук, более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов РАН, 2 академиков РАН и академика РАО.