USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как прокормить кормилицу

Зоя ТЮРИНА
Новоспасские коровы сидят на «сенной» диете. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Новоспасские коровы сидят на «сенной» диете. Фото Зои ТЮРИНОЙ

Засуха в Барабе все еще «работает»

Тяжело идет зимовка скота на барабинских фермах. В прошлом году район пережил жесточайшую засуху, а теперь хозяйства большой ложкой хлебают ее последствия. Сенокосы и пастбища погорели еще в июне-июле, кормов заготовлено практически вдвое меньше обычного запаса. В СПК «Колхоз «Новоспасский», например, всего 12 центнеров кормовых единиц на условную голову скота, а стадо здесь — две тысячи голов.

Цель одна — спасти стадо
Наш разговор идет на центральной ферме хозяйства. Раннее утро, только что начался «завтрак». Кормораздатчик потрусил по рядам сенажом, скотники следом подправляют корм, чтобы ни грамма не пропало. Но что такое для коровы ведро сенажа! Она его мигом оприходовала и завертела головой: мол, добавить надо. Но добавить можно только сена. Да и от него особенно сыт не будешь, ведь косили все, что способна была срезать сенокосная техника, не брезговали камышом, бужуром.

На днях в райсельхозуправлении прошло совещание руководителей сельхозпредприятий, и один из них образно сказал: железные зубы коровам ставить надо, чтоб могли пережевать такое сено. Новоспасские коровки справляются пока собственными зубами, но в упитанности явно сдали. Собственно, они уже с выпасов пришли в ослабленном состоянии и тут же перешли на урезанный паек. Фуража нет совсем, ведь посевы зерновых тоже существенно подгорели, урожай составил 4,8 центнера с гектара. Засыпали семена — и все.

До нынешнего года хозяйство находилось буквально на пороге трехтысячных надоев. Сегодня этот рубеж оказался по силам единственной доярке — Антонине Ивановне Извековой. Есть еще одна немаловажная потеря: надои упали — понизилась и зарплата. Самые лучшие доярки получают около четырех тысяч рублей.

— Ситуация очень тяжелая, но мы поставили себе цель: не допустить снижения поголовья. И рацион составлен так, чтоб дотянуть до выпасов, и людей настраиваем на терпение и высокопрофессиональное отношение к делу, — делится «стратегией выживания» главный зоотехник хозяйства Людмила Гришкова.

Это настоящий экзамен
Без сомнения, зима стала испытанием не только для животных, но и для людей, работающих в отрасли. Животноводам, сельским специалистам и управленцам приходится ежедневно сдавать экзамен на профессионализм, способность работать в экстремальной ситуации.

Пока держатся. В хозяйстве опытный и авторитетный директор — Сергей Малышев. Осенью у него намечается своеобразный юбилей: 30 лет назад приехал в Новоспасское по распределению после сельхозинститута. Работал главным инженером, и уже 15 лет как стал директором. За это время многое, конечно, пришлось пережить, но нынче, считает, природа устроила настоящую проверку на излом. Но похоже, директор знает, как не завалить этот экзамен.

Буквально с первых дней постановки скота в помещения провели его обследование и витаминизацию. На каждой ферме есть ветврач, зоотехник, и это все ответственные люди. Контроль за здоровьем животных, особенно коров, налажен четко. Доставку и раздачу кормов доверили самым надежным механизаторам, таким, например, как Фарид Ширинов. Тот на работу ездит за семь километров, из Аул-Тандово, но ни разу не опоздал.

Директорское дело — хоть в какой-то степени сократить дефицит кормов. В одном из соседних хозяйств удалось купить 15 тысяч центнеров сенажа, правда заготовки 2011 года. Но, как говорится, в голодный год и сухой корочке рад. Новоспассцы благодарны соседям, что выручили и цену не стали накручивать до небес.

По питательности покупные корма уступают зерносенажу, который новоспасские механизаторы обычно готовят для своих ферм. Вот пример: на второй ферме хозяйство держало запас сенажа собственного производства — его берегли на время массового растела коров. Но в морозы пришлось-таки открыть траншею: надо было поддержать скот. В считанные дни надои на ферме выросли на три литра.

Но все равно месяц тут годом кажется. Ищут выход, проверяют любую информацию о господдержке сельхозпроизводства.

— Как бы и нам сейчас пригодилась эта помощь! От засухи ведь убытки понесли на несколько миллионов рублей! Да и если крестьяне не заслужили помощи, то кто тогда ее заслужил? — эти вопросы пришлось выслушать практически от каждого, с кем разговаривала на ферме.

«Помогите, Владимир Владимирович!»
Убытки от засухи Барабинский район действительно понес огромные — почти на 107 миллионов рублей. Несколько хозяйств пошли в зиму с кормообеспеченностью ниже 14 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. Между тем общественное стадо здесь одно из самых крупных в области.

Все в долгах: за горючее, которое брали на уборку и вспашку зяби, за новую технику, которую закупили в расчете на урожай… Сейчас финансовая ситуация обострилась: подошло время рассчитываться по налогам и с кредиторами, а надои от бескормицы упали в два-три раза.

В декабре буквально до последнего рабочего дня люди надеялись на финансовую поддержку в связи с засухой. На территории района была объявлена чрезвычайная ситуация, одними из первых в области барабинцы подготовили документы на возмещение потерь. Но 29 декабря поступает информация: признаны потерпевшими от засухи лишь три сельхозпредприятия: ООО «Зюзинское» и два небольших фермерских хозяйства — все крупные товаропроизводители оказались за бортом.

В управление сельского хозяйства их руководители приехали с расчетами, подтверждающими понесенные убытки. Наперебой говорили, как рвали трактора, поднимая зябь: засуха превратила пашню в бетон — земля нынче даже росы не видела. Как собирали остатки камыша по болотам и теперь этим «сеном» кормят коров. Что дальше единственный путь — отвозить скот на мясокомбинат.

Были вопросы и к начальнику управления Алексею Халину: просили объяснить, как принимались решения. Почему дали одним и отказали другим, пострадавшим не меньше, а если судить по объему потерь, то и больше? Однако начальник мог выдать только то, что сказали ему: Москва зарубила, в федеральном Министерстве сельского хозяйства не углядели гибели посевов на барабинских полях.

С таким «объяснением» разъезжаться не хотелось. Каждому ведь предстояло донести эту печальную информацию до своего коллектива. Но, другой стороны, что можно сделать? Единственное, что получилось, — написать письмо Президенту России, в котором рассказали о долговой яме, в которую скатываются в результате засухи, и попросили повлиять на ситуацию.

ПОСТФАКТУМ
Итоги деятельности агропромышленного комплекса Новосибирской области за 2012 год и работы по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий рассмотрели депутаты Законодательного собрания на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
Как сообщил депутатам министр сельского хозяйства областного правительства Георгий Иващенко, в аграрном секторе региона работают 510 предприятий, 291 тысяча личных подсобных хозяйств, 2 600 крестьянских (фермерских) хозяйств, 32 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Объем валового продукта сельского хозяйства области составил в истекшем году 52,7 миллиарда рублей (84 процента от уровня 2011 года).

В 2012 году господдержка сельхозпроизводства из средств областного и федерального бюджетов составила 3,81 миллиарда рублей, что на 758 миллионов рублей больше, чем в 2011 году. Областной бюджет выделил 2,33 миллиарда рублей, федеральный — 1,48 миллиарда. Погодные условия 2012 года не позволили собрать запланированный урожай сельскохозяйственных культур. Посевы погибли на площади 412,2 тысячи гектаров.

Председатель комитета Александр Морозов напомнил, что на конец 2012 года агропредприятия ряда районов оказались без компенсации потерь, понесенных из-за засухи. Как пояснил Георгий Иващенко, некоторые районы не предоставили необходимого подтверждения самого факта гибели сельхозкультур. Для тех же, кто правильно оформил заявки, 24 декабря из федерального центра пришли деньги —
322,8 миллиона рублей.

ЦИФРА
Объем незаконной заготовки новогодних елей в Новосибирской области в 2012 году уменьшился в разы в сравнении с 2011 годом. В этом сезоне было выявлено пять случаев нелегальной заготовки девяти новогодних елей. Ущерб лесному фонду составил почти 17 тысяч рублей.

Фотографии статьи
Директор хозяйства Сергей Малышев. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Очередную вакцинацию готовят главный ветврач Ирина Осейчук и техник по воспроизводству стада Татьяна Шаповалова. Фото Зои ТЮРИНОЙ