USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто «подсказывает» председателю?

Николай ЦАРЕВ
Во время беседы с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Ново-Огарёво (Юрий Бугаков — крайний справа). Фото из личного архива Юрия Бугакова
Во время беседы с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Ново-Огарёво (Юрий Бугаков — крайний справа). Фото из личного архива Юрия Бугакова

Некоторые считают его везунчиком. Мол, как везло Бугакову в советские времена, так везение прет в его пользу и в рынке. Но все ли знают, что и перед ним, Юрием Бугаковым, вставали такие трудности, после которых все могло пойти прахом? Однако не пошло. Какие бы житейские, экономические пороги ни приходилось преодолевать этому председателю, его шаг оказывался оптимально выверенным, безошибочным. Судьба? Случай? А вот давайте в этом и разберемся.

Ферма не стала зерноскладом
— Легких лет в сельском хозяйстве не бывает, — рассуждает Юрий Фёдорович. — Это вам не гвозди под крышей делать. Каждый год природа преподносит какое-нибудь испытание. Наиболее серьезным испытанием для нас были девяностые годы прошлого века. Мы исправно поставляли молоко, но ничего за это не получали. Как и у многих сельских руководителей, у меня возникала мысль покончить с животноводством. Ходил по ферме и прикидывал, как лучше разместить здесь зерносклад. И сразу же мозг пронзала мысль: значит, придется уничтожить элитное стадо, которое формировалось нами столько лет!

Многие хозяйственники брали один за другим банковские кредиты, по старинке надеясь на прощение долгов. А Бугакову внутренний голос подсказывал: надо искать другой выход. «Юра, думай, думай…», — стучало в висках. И Юрий Фёдорович думал. От произведенного молока хозяйству доставалось только 20 процентов денег, 60 процентов шло переработчикам, 20 — торговле. Что сделать, чтобы доля от молока была 80-процентной? Думал, а сам шел к односельчанам, которые высказывали недовольство тем, как выплачивается зарплата, и убеждал:

— Мы вывернемся без кредитов. Все, что я вам недодаю сегодня, позже верну полностью.

Уже и зерно не оборачивалось полновесным рублем, но помог случай. Бугакову удалась крупная поставка зерна одному из представителей Казахстана. Тот взял хлеба много, причем по приличной цене. Юрий Фёдорович почувствовал, что это сигнал для сильного старта. Удалось и зарплату отдать, и пустить средства на развитие хозяйства.

Но как совершить верный старт в новых условиях? Руководитель поехал в Швецию. Там на одном из предприятий по выпуску молокоперерабатывающего оборудования присмотрел необходимые линии. Средств не хватало, но правдами и неправдами удалось добыть недостающие 162 тысячи рублей и приобрести новинку. Уже через две недели пакеты с молоком из Верх-Ирмени появились на новосибирских прилавках. Это были первые в нашей области тетрапаки. Сегодня хозяйство поставляет молочную продукцию 18 наименований!

«Он что-то задумывает»
У экспертов, присматривающихся к феномену племзавода «Ирмень», порой возникает мысль, что бугаковская «машина» по внедрению инноваций работает все 365 дней в году, не зная ни выходных, ни отпусков. И в этом есть большая доля истины.

Как-то раз Юрий Фёдорович снова оказался в Швеции. Тем, кто был в составе делегации, обещали больше отдыха, чем работы. Дескать, заслужили своим трудом, можно отвлечься от дел. Но это не в характере Бугакова. Будучи на шведских производственных объектах, Юрий Фёдорович вел себя довольно отстраненно: смотрел, был немногословен и очень погружен в себя.

— Я тогда сразу понял: ты задумывал что-то основательное, — признался позже Бугакову его давний друг-коллега Константин Першилин, руководитель учхоза «Тулинское».

Чутье Константина Георгиевича не обмануло. Сразу же по возвращении домой Юрий Бугаков принялся за революцию в животноводстве — по-иному его действия не назовешь. Было это в 2006 году. За короткий срок в хозяйстве все помещения для крупного рогатого скота были реконструированы под беспривязное содержание животных, построено три новых коровника, а главное — три доильных зала с новейшей технологией.

— Нутром чувствовал, что если не создать нормальных условий труда, последние доярки с фермы уйдут. Сейчас в доильных залах — прекрасный микроклимат, звучит музыка. Помощник доярам — компьютерная система, — говорит председатель «Ирмени».

Переводу животноводства на новые рельсы во многом содействовала и кропотливая племенная работа над стадом. Так называемая голштинизация скота началась в 1980 году по инициативе Юрия Бугакова после его поездки в США. С тех пор многое изменилось. За двадцать лет путем так называемого поглощения сибирской черно-пестрой породы выведен высокопродуктивный тип крупного рогатого скота — ирменский.

Эти и многие другие меры дали возможность племзаводу «Ирмень» шагнуть на мировой уровень надоев — 10 445 килограммов молока в год от каждой из 2 500 коров.

Знал: будет засуха
Юрий Бугаков не может объяснить, что заставило его еще до страшной засухи 2012 года создать огромный дополнительный запас сочных кормов.

— Мне как будто кто-то подсказал, что надо резко увеличить площади под кукурузу. Каждый год мы сеяли кукурузу на 700 — 800 гектарах, а в 2011 году я настоял, чтобы злак разместили на 2 000 гектарах! Что заставило меня так поступить, не могу понять. Предчувствовал, что в 2012 году на кукурузном поле ничего не будет. Бескормица семитысячному поголовью скота не грозит. Надаиваем от коровы по 28 килограммов молока в сутки! При этом я готов всегда кому-то помочь. У нас двухгодичный запас силоса, сенажа, зернофуража, делимся кормами с ордынцами, каргатцами.

«Быть добреньким просто»
Природа дает человеку две руки, но не каждый способен разумно пользоваться ими. Если Бог действительно есть, то это именно он дал Юрию Фёдоровичу дар гармоничного взаимодействия двух рук. Одной Бугаков жестко руководит, другой дарит людям социальные блага.

— Быть добреньким — дело простое. Руководитель должен быть жестким, требовательным, но очень уважительным к людям. И никогда не держать в себе обиды, — убежден Юрий Фёдорович.

О жестком методе его руководства ходят легенды, и не зря. Но вот удивительный факт: специалисты хозяйства уверяют, что на Бугакова обижаешься, пока находишься в его кабинете. Спрашивает он действительно строго. Но только выйдешь от него — и обиды уже нет. Таких отношений руководителя с подчиненными еще надо поискать. У него нет ни врагов, ни злопыхателей. Он открыт для всех. Ничего не таит, готов поделиться опытом с каждым. К людям идет с легким сердцем и не мыслит себя без таких встреч.

В «Ирмени» есть все: Дворец культуры, детский сад с бассейном, санаторий-профилакторий, стадион, медицинский пункт. Примечательная деталь: в течение 11 лет Юрий Бугаков ежегодно отчисляет на содержание детского сада причитающиеся ему дивиденды на контрольный пакет акций. В итоге за 11 лет сумма отчислений составила около 46 миллионов рублей.

Материнский оберег
В его кабинете — портреты отца и матери. Глаза родителей наблюдают за Юркой, теперь уже юбиляром… Фёдор Сергеевич пришел с фронта инвалидом и умер через несколько лет после войны. В Юрином детстве большим проступком было ослушаться маму — Марию Марковну. Она была очень строга! С детства Юра грезил мечтой о голубях, но мать не разрешала держать птиц, опасаясь, что это увлечение приведет сына в дурную компанию. Мальчишка отводил душу, подолгу пропадая в голубятне у соседа — дяди Миши.

И лишь став взрослым, свою мечту Юрий Фёдорович осуществил.

— У меня шикарные голуби! Я признанный голубятник в области, — с искоркой в глазах гордо заявляет он. — Наверное, мама уберегла меня. Жаль, что судьба отвела ей короткую жизнь. Мама умерла буквально на моих руках в 59 лет…

Как председателю акционерного общества и депутату Законодательного собрания области Юрию Бугакову приходится общаться со многими людьми. И если он узнает, что человек заботится о своей матери, в переездах не оставил ее на произвол судьбы, значит, это надежный человек и работник хороший. Таково, если хотите, жизненное кредо юбиляра.

ДОСЛОВНО
Юрий БУГАКОВ:
— Легких лет в сельском хозяйстве не бывает. Каждый год природа преподносит какое-нибудь испытание.

ПЛЕМЗАВОД «ИРМЕНЬ»: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
«Ирмен» в переводе с тюркского означает «трава, полезная для корма лошадей». В племзаводе «Ирмень» 125 лошадей. Из молока кобыл предприятие производит кумыс. Но, как видно по результатам деятельности хозяйства, ирменская трава полезна не только для лошадей… Здесь семитысячное, включая молодняк, поголовье крупного рогатого скота. Кроме того, имеется 88 овец. А на свиноферме содержится 2 000 животных.

* * *
В структуре товарной продукции «Ирмени» молочный сектор занимает 65 процентов, мясной — 16, зерновой — 16 процентов.

* * *
Ежегодно «Ирмень» продает другим хозяйствам области более 250 племенных телочек.

* * *
На прилавки магазинов из «Ирмени» каждый день поступает около 70 тонн молочной и кисломолочной продукции, две тонны мясной продукции,
1,2 тонны хлебобулочных изделий. Собственная торговая сеть хозяйства — десять магазинов.

* * *
Годовой надой молока от каждой коровы составляет в племзаводе «Ирмень» 10 445 килограммов молока. Для сравнения: хозяйства США надаивают 9 000 килограммов, Нидерландов — 7 500, Германии — 6 000, России — 3 500 килограммов.

* * *
Ежегодно на модернизацию производства на племзаводе «Ирмень» направляется 100 миллионов рублей, на поддержку и развитие социальной сферы — порядка 130 миллионов рублей.


СПРАВКА
Юрий Фёдорович БУГАКОВ — председатель ЗАО «Племзавод «Ирмень», Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, многих других орденов и медалей, лауреат ряда премий. Награжден знаком «За заслуги перед Новосибирской областью» под номером 1. Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР. Гражданин ХХ века Новосибирской области.

Фотографии статьи
В «Ирмени» накоплен уникальный для России опыт использования современных технологий. Фото Аркадия УВАРОВА