USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Митинг «без уведомления»: как поняли?

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото пресс-службы губернатора и правительства НСО
Фото пресс-службы губернатора и правительства НСО

Брифинг заместителя губернатора Виктора Козодоя, посвященный определению в Новосибирской области единых мест для проведения публичных мероприятий, начался с констатации факта — не любим мы читать документы, не вникаем в суть законов, в результате чего включается принцип «испорченного телефона». Что нужно делать, чтобы правовой нигилизм не разрастался на политическом поле?

Учиться читать
На пустом месте рожденные слухи обволокли таинственностью якобы «спрятанный» в недрах официального сайта проект постановления регионального правительства «Об определении единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Новосибирской области».

Даже не все представители партий дали себе труд прочитать принятый на последней сессии Законодательного собрания области закон. Это выяснилось при встрече вице-губернатора с представителями партий и общественных организаций, которая состоялась в тот же день, что и брифинг. Зато сразу после сессии распространялись слухи об «удушении политических свобод». В вину законодателям ставили то, что в тексте принятого документа не были прописаны конкретные места для митингов, которые могут проводиться «без уведомления».

Список не закрыт
Виктор Козодой напомнил алгоритм прохождения закона и рассказал о перспективе его правоприменения. Региональный документ базируется на соответствующем федеральном законе и носит рамочный характер. Что касается конкретных мест проведения митингов «без уведомления», то их определение находится в компетенции каждого из 490 муниципальных образований, в том числе и самого крупного — города Новосибирска. За правительством региона остаются только координирующая функция и экспертиза, цель которой, как подчеркнул вице-губернатор, «соблюдение норм безопасности и прав тех, кто не принимает участия в проводимых акциях».

— Список не является закрытым, — заверил журналистов Виктор Козодой. — Возможны дополнения, исправления. Об этом мы говорили с представителями партий и общественных организаций.

Если перечень не устраивает, можно представить свои обоснованные предложения местному главе или своим депутатам, затем муниципалитет обратится в правительство — их обязательно рассмотрят.

Виктор Козодой подчеркнул, что проект постановления потому и проект, коль диалог на данную тему продолжается. Вице-губернатор поддержал предложение о проведении специального круглого стола, отметив, что «участниками должны стать руководители политических партий и фракций Законодательного собрания, представители правоохранительных органов, юристы, представители правительства и органов местного самоуправления». В таком формате будут обсуждать все спорные вопросы, правоприменительную практику закона, и, надо надеяться, миф о «непонятных» местах проведения митингов будет окончательно развеян. А постановление, как и запланировано, утвердят на заседании правительства НСО.

Новый закон добавляет возможностей
— Еще одна попытка ввести общественность в заблуждение связана с тем, что названные в проекте постановления места предназначены абсолютно для всех видов акций. Это не так, — заверил Виктор Козодой. — Перечень мест для проведения массовых мероприятий, определенных областным правительством, касается только митингов численностью менее ста человек — именно такие не требуют уведомления. Нужно только проинформировать местную власть об этом в целях обеспечения безопасности.

Виктор Козодой подчеркнул, что массовые публичные мероприятия могут проходить и в других местах, которые не определены постановлением правительства. Тут действует прежний порядок, который включает в себя подачу уведомления, определение маршрута и т. д. Аренда помещений, проведение собраний — все это по-прежнему доступно в самых разных местах и также вне компетенции нового закона.

Ссылаясь на опыт развитых демократических стран, Виктор Козодой напомнил, что, например, в Лондоне один Гайд-парк, а у нас в Новосибирске таких мест будет десять. «Так что «душителями свобод» нас никак не назовешь», — улыбнулся вице-губернатор и затем привел уже серьезные факты, подтверждающие, что «Новосибирская область одна из самых благополучных в России по общей атмосфере и разнообразию форм участия в общественной жизни. Во всех райсоветах, например, есть представители оппозиционных партий».

Таким образом, ко всей полноте уже имеющихся прав на проведение публичных массовых акций для выражения своего мнения новый закон лишь добавляет целый набор возможностей, причем в облегченном для реализации виде.

О степени зрелости гражданского общества
Остается напомнить, что, допустим, для проведения митинга с числом участников более ста человек потребуется заблаговременно уведомить местную власть с предоставлением информации о его теме, основных лозунгах, месте и времени, предполагаемом количестве участников. Кроме того, необходимо дать гарантии, что при проведении митинга будет соблюдаться общественный порядок. Назвать ответственных за мероприятие, а также за организацию медицинской помощи, использование техники и т. п. При этом важно, чтобы запланированные акции не совпадали по месту и времени с какими-либо планами других субъектов, которые обратились с аналогичными предложениями раньше. Все эти обстоятельства не имеют значения для проведения митингов «без уведомления», то есть с числом участников до ста человек. Как говорится, в любое время и по любой теме. Именно в этом смысл нового закона с перечнем мест для подобных акций. Став фактом политической реальности в ближайшее время, он обнаружит не только свой потенциал и степень влияния на развитие политического процесса, но и степень зрелости гражданского общества, а также, возможно, послужит его быстрейшему становлению.