Снежная нежность
Ярким событием в программе I Всемирного форума снега стал «Вечер снежного балета» в НГАТОиБ
В пятничный вечер нарядная оживленная публика, как обычно, заполнила фойе, а затем и полуторатысячный зрительный зал Новосибирского оперного.
В этой людской круговерти можно было выделить — по бейджам и миниатюрным значкам-снежинкам на лацканах пиджаков — гостей города, участников Форума снега. Потом, когда представление началось, в партере было интересно украдкой наблюдать за их реакцией на происходящее. Сразу скажу: самые на вид невозмутимые к концу второго отделения своих восторгов не скрывали. А то, что аплодисменты и возгласы «Браво!» возникали после каждого из номеров, будем считать, это поровну выплеснутые эмоции — и гостей, и новосибирцев.
Снег, снег, снег… Белые хлопья, казалось, закружили-завертели не только сцену — весь зал: светомузыкальный пролог погрузил зрителей в романтическую атмосферу метели, и увиделось: снег — это классика русской жизни, а значит, и русского искусства. И сколько в нем разнообразия — сюжетов, образов, оттенков, нюансов! Как не найти двух одинаковых снежинок, хотя все они классические шестиконечные кристаллы, так необъятна интерпретация снежной темы в нашей академической музыке.
Программа вечера готовилась специально к форуму, но в основном — в плане компоновки номеров и режиссуры, так как у Новосибирского театра оперы и балета как у хорошего хозяина, не стоящего в своем деле на месте, в творческих закромах есть все. В том числе и лучшая пара телевизионного конкурса «Большой балет» Кристина Шапран и Сергей Полунин. Они волшебно станцевали адажио из «Щелкунчика» — самой волшебной снежной сказки Чайковского. Причем их появление было подарком для зрителей, но не было специально организованной к празднику неожиданностью. И Шапран, и Полунин, являясь солистами Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, как постоянные приглашенные солисты часто украшают своими именами (и участием в спектаклях) состав новосибирской балетной труппы.
Чайковский, Чайковский, Чайковский… Звучала в основном его музыка из «Щелкунчика» и «Спящей красавицы». А танцевали в великолепных дуэтах новосибирские и московские звезды — Вера Сабанцева и Иван Оскорбин, Анна Жарова и Семён Величко. Озорным мотивом любовного политеса в снежную нежность Чайковского замечательно вписалось па-де-де «Венецианский карнавал» Пуни, которое вдохновенно исполнили наша Елена Лыткина и москвич Дмитрий Загребин. Увенчал всю эту роскошь, конечно же, «Вальс снежных хлопьев».
Если возвращаться к образу по-настоящему богатого и щедрого хозяина, то НГАТОиБ порадовал в этот вечер не только мирового класса балетом, но и сравнительно недавней оперной премьерой: очень свежо и ярко, а главное, в тему прозвучали сцены из современной оперы Баневича «История Кая и Герды» (по мотивам «Снежной королевы» Андерсена). Молодые солисты Сергей Кузьмин и Дарья Шувалова, а также мастера Татьяна Горбунова, Андрей Триллер и Евгений Козырев азартно разыграли отрывки из детского спектакля, совершенно «по-взрослому» высокопрофессионально спев непростые музыкальные партии. А так как оперное отделение предваряло балет, то оно в немалой степени задало тон этому прекрасному, завершившемуся бурей аплодисментов, вечеру.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ЕРОШИН, председатель Красноярского регионального отделения Российского управленческого сообщества, участник Форума снега:
— Отличный вечер! Прекрасный балет. У нас в Красноярске тоже есть хорошая балетная труппа, но тем не менее мы с товарищами в полном восторге от ваших артистов. Мне, кстати, очень понравилась и первая, оперная, часть. И как удивительно прозвучала особенно близкая нам, сибирякам, снежная тема… Хотя смотрю — тут люди из Уругвая и Индии приехали. Наверное, закупать снег, иначе непонятно, что их могло заинтересовать на этом форуме.
Борис МЕЗДРИЧ, директор Новосибирского академического театра оперы и балета:
— Всемирный форум снега, который проходил в эти дни в Новосибирске, новый для нашей области проект, и сейчас стало очевидным: он имеет все шансы для развития и продолжения. Тут несколько принципиальных составляющих: Новосибирск — серьезный центр науки и один из крупнейших городов, а это значит, у нас есть опыт использования различных новых технологий, связанных с зимними условиями жизни людей. Мне думается, когда в реальных условиях проводятся такие мероприятия, именно в Новосибирске они наиболее эффективны. Поэтому театр с удовольствием включился в этот проект для участников и гостей форума, подготовив концертную программу, сцены из оперы и балетов, где явно присутствуют темы снега, зимы. А то, что у нас сегодня на сцене кроме наших солистов и московские звезды, результат работы худрука обоих театров — Игоря Зеленского. Идет нормальная работа, обмен, поток взаимных контактов с театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.