USD 102.2911 EUR 105.0893
 

Что год учителю готовит?

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Какой старт даст школа своим выпускникам, зависит от уровня профессионализма педагогов

В регионе намерены создать фонд качества образования — дополнительный источник финансового стимулирования педагогов. Прибавка в зарплате будет напрямую зависеть от квалификации учителя, уровня преподавания предмета и главное — от качества знаний, которые он дает детям.

Так, ЕГЭ, по определению министра образования, науки и инновационной политики области Владимира Никонова, инструмент хоть и грубоватый, но беспристрастный и объективный. Он дает оценку не только уровню подготовки самого ученика, но и сотрудникам школы, где его готовили, — как предметникам, так и руководству общеобразовательного учреждения. Итоги последнего экзамена неутешительны. Как сообщил глава образовательного ведомства, из более чем тысячи школ региона достойный уровень показали лишь несколько десятков. В основном это статусные образовательные учреждения — их более сорока. Расслоение очевидно: есть школы, которые необходимого старта своим ученикам не дают. Результат ЕГЭ по нашей области в рейтинге регионов на два балла ниже среднего по России. Что для области и Новосибирска в частности, позиционирующего себя как научно-образовательный центр, странно и недопустимо. Для того чтобы изменить ситуацию, мало отремонтировать школы и обеспечить классы мультимедийным оборудованием.

— Вывод системы общего образования на достойный уровень зависит от достаточно быстрого роста качества образования, — говорит Владимир Никонов. — Прежде всего причины (а они не возникли за один день) — в кадровом составе. Долгое время профессия учителя хоть и была уважаемой, но не привлекала молодежь из-за низкой заработной платы. Поэтому педагогические кадры у нас в основном представлены возрастным составом. Но наступают моменты, когда учителю уже сложно обновлять свои знания и осваивать современные технологии, на которые опирается школа.

Профессию учителя в силу низкой заработной платы в последнее время, действительно, решались выбрать единицы. В 2012 году средний заработок учителей удалось подтянуть к уровню среднемесячного по экономике региона — в октябре он составлял 22,6 тысячи рублей, по итогам декабря ожидается его повышение до 28,7 тысячи. Это не значит, что заработная плата будет удовлетворять всех без исключения. Хороший доход обеспечен в обмен на высокий уровень педагогического профессионализма.

Да, постепенно перемены в системе общего образования перетекают из материальной плоскости в плоскость сугубо кадровую. Получив мощную финансовую подпитку и значительно обновив материально-техническую базу, школа должна научиться по-новому выстраивать образовательный процесс.

Судя по всему, «перекадровка» в сфере школьного образования неизбежна, но не сиюминутна. Подготовкой кадров для отрасли, казалось бы, занимается в Новосибирске профильный университет. Однако по специальности устраиваются на работу не более 40 процентов выпускников вуза. Причем не все из них педагоги, ведь педуниверситет готовит не только учителей, но и менеджеров, юристов и так далее. Словом, как признал министр, проблему решать придется комплексно и продолжительное время.

Одним это «грозит» повышением квалификации, другим несоответствие кадровым требованиям может стоить рабочего места. Как подчеркнул министр, речь не идет о тотальной отправке на пенсию тех, кто ее заслужил. Но реальная конкуренция между педагогами должна возникнуть. Причем главным критерием должен стать не возраст, а уровень профессионализма.