Как лечить синдром дешевизны
Оправдано ли снижение цен до 50 — 60 % от начальной стоимости контракта на электронных торгах по выполнению капитального ремонта и строительству дорог?
На недавно состоявшемся заседании общественного совета по вопросам дорожной деятельности в Новосибирской области обсуждали создание комиссии по контролю за проведением государственными структурами электронных торгов. Их организует Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД).
Поводом для создания комиссии по осуществлению контроля над соблюдением закона стали электронные торги по выполнению капитального ремонта и строительства дорог на 2013 год и ставшие традиционными факты снижения цен до 50 — 60 % от начальной стоимости контракта.
Как отмечают в ТУАД, синдром снижения цен на торгах вполне характерен для организаций, впоследствии нарушающих условия контракта, вплоть до бесследного исчезновения предприятия с объекта. Зачастую такие компании не имеют собственного технического оснащения, кадровых ресурсов, необходимого опыта работы и даже постоянно действующего директора и офиса.
Согласно решению совета, в состав созданной комиссии будет предложено войти органам прокуратуры, УФНС, ФМС, ОБЭП, Ростехнадзору, а также представителям ГИБДД и общественным организациям. Комиссия, о которой идет речь, будет привлекаться к проверке организаций, заявивших в ходе проведения торгов цену ниже 20 % от цены контракта.
— Стремление к необоснованной минимизации цен не может быть связано со своевременно и качественно выполненными работами по ремонту либо строительству дорог, скорее это компании-однодневки, стремящиеся к незаконному обогащению, — отметил председатель общественного совета по вопросам дорожной деятельности, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Илья Воронов. — Такие падения на торгах не только вредят дорожно-строительной отрасли и допускают к работам сомнительные организации. Мы ставим под угрозу безопасность дорожного движения, а значит, жизни водителей и пешеходов. Работа комиссии позволит нам избавиться от недобросовестных подрядчиков еще на стадии заключения муниципального контракта.
— Заказчик, разумеется, заинтересован в экономии средств на торгах, но всегда есть разумные пределы снижения стоимости. Многие дорожно-строительные компании имеют производственно-техническую базу, собственную технику, профессиональных специалистов, асфальтобетонные заводы и материалы для ремонта и строительства дорог, что позволяет им экономить. Но необходимо понимать, что разумная экономия может составлять не более 10 — 20 %, — считает руководитель ТУАД Константин Громенко. — Падение ниже этого порога не может не отразиться на качестве работ. Я полностью поддерживаю инициативу совета и считаю, что компании, вызывающие подозрения в компетентности, должны проверяться на способность выполнения заявленного объема работ в установленные сроки.
Напомним, что общественный совет по вопросам дорожной деятельности создан для развития и совершенствования сети автомобильных дорог Новосибирской области. В его состав входит около 30 предприятий, занятых в дорожной отрасли.