Борьба за согревание
Несмотря на сложные погодные условия, перевозчики нашего региона справляются со своими функциями
Аномальные холода, установившиеся с конца первой декады декабря, не собираются уступать своих позиций и в январе нового года. Долгосрочный прогноз синоптиков гласит: самый праздничный месяц в году ожидается на 70 процентов холоднее обычного. Весь этот период транспортники стараются работать в усиленном режиме — отогревают железных коней, чтобы не дать замерзнуть пассажирам.
Простоев минимум
Несмотря на усилия перевозчиков, то и дело наблюдаются сходы с маршрутов пассажирского авто- и электротранспорта. Такая картина характерна как для области, так и для Новосибирска, где в пик морозов дизельные автобусы ломались на 50 процентов чаще обычного.
В Северном районе области пассажирское сообщение при температуре больше минус 40 практически полностью замирало на четыре дня, рассказал генеральный директор ОАО АТП «Северноеагротранс» Алексей Гражданкин.
По словам исполняющего обязанности начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Игоря Синельникова, осуществлять перевозки в пределах, близких к плановым, удается, но нередко системы подвижных составов все же не выдерживают. Количество сходов по причине технической неисправности в Новосибирске по горэлектротранспорту увеличилось на 40 процентов, по автобусным перевозкам — примерно на 50 процентов.
— При температуре ниже 35 — 37 градусов мороза на скорости автобус остывает до всех минус 45, поэтому сходы с линий неизбежны. Все образующиеся из-за поломок «окна» мы стараемся выровнять в течение одного рейса. В случае любых «холодных» поломок машины отправляют в парк, отогревают, затем автобус вновь возвращается на линию, чтобы не допустить значительных разрывов в движении, — прокомментировала директор МКУ «Центр управления горавтоэлектротранспортом» Ольга Рязановская.
Автонедуги
Специалисты признают: перебои в работе пассажирского транспорта обусловлены тем, что большая часть эксплуатируемой сегодня техники предназначена для умеренного климата.
— Автобусы, троллейбусы, трамваи, которые сегодня в основном ездят по нашим улицам, не подходят для такого аномально холодного и продолжительного периода, который наблюдается у нас сегодня, — подчеркивает Игорь Синельников.
Впрочем, к столь продолжительным по времени холодным аномалиям никакую машину, если это не спецтехника, не «приучишь». Увеличивает износ и неподходящее топливо. Проблему поломок из-за в буквальном смысле замерзающего на ходу дизельного топлива, рассчитанного на температуру до минус 30 градусов, транспортники пытаются решать, к примеру, утеплив определенные места автобуса — те, в которых топливо подходит к фильтрам. К тому же используемое в нашей стране топливо не соответствует современным стандартам евро. Эксплуатация машин европейских марок при «кормежке» этих железных коней неподходящим для них топливом выводит технику из строя.
По наблюдениям транспортников, чаще других автобусными «недугами от мороза» страдают минские МАЗы.
— У нас, в ПАТП-4, транспортные средства марки МАЗ не выносят температуру даже минус 30 градусов. Отогрели автобус, он вышел на линию, круг сделал — и сошел с маршрута. Пришлось отменить много междугородних маршрутов, особенно ночных. Если на сломавшемся городском маршруте пассажиров можно просто пересадить на другой транспорт, то как быть на межгородних? — говорит депутат Законодательного собрания Новосибирской области Геннадий Палков.
Немало на дорогах области и автобусов Павловского завода, в народе именуемых просто пазиками. К примеру, в автобусном парке «Северноеагротранс» их подавляющее большинство, плюс одна «газель» и три далеко не новых корейских автобуса. Как показывает практика, особо надежной при низких температурах не считается ни одна из этих марок. ПАЗы вообще изначально на столь низкие температуры не рассчитаны, их предел — порядка минус 25 градусов, пояснил нам Алексей Гражданкин.
По мнению профессора, заведующего кафедрой технологии машиностроения Новосибирского государственного технического университета Хариса Рахимянова, на современных маршрутах не хватает единообразия:
— Если раньше наших пассажиров возили «Икарусы» венгерского завода, львовские ЛАЗы, то сейчас по дорогам ездит слишком много самой разной пассажирской техники. Для того чтобы отечественные предприятия выходили на нормальный уровень производства машин высокого качества, пригодных для эксплуатации в наших условиях, нужна полноценная государственная программа. Пока же все усовершенствования сводятся в основном к тому, что сиденья делают чуть поудобнее да салоны оборудуют дополнительными ремнями безопасности.
Езда на износ
В холода дождаться нужного маршрута на остановке — зачастую только половина победы. Гражданину, окоченевшему даже за семь — десять минут простоя при минус 35, приходится бороться за тепло и непосредственно на пассажирском сиденье.
По ГОСТам, при температуре окружающей среды ниже 30 градусов мороза в районе ног пассажиров должна быть температура не ниже нуля, в районе груди — не ниже плюс 8 градусов. На деле, несмотря на проведенную в осенний период работу по отладке системы обогрева салонов, в подавляющем большинстве автобусов немногим теплее, чем на улице. Ведь когда система отопления работает безостановочно, она практически действует на износ. И в экстремальных условиях он себя ждать не заставляет.
— Сам пазик можно утеплить, чтобы двигатель не замерз, но в салоне добиться комфортной температуры очень сложно. Пассажирские дерматиновые сиденья сразу колом встают — сидеть невозможно. Установка дополнительных обогревателей чревата последствиями — из-за замыкания электропроводки некоторые автобусы загораются прямо на трассе, — комментирует Алексей Гражданкин.
Вот и приходится в исключительных случаях для подстраховки в рейс выпускать по два наполовину загруженных автобуса. Это, понятно, слишком затратно для транспортников. Легче, да и безопаснее, по мнению специалистов, все же переждать пик морозов, не трогаясь с места.
— В целом, думаю, новосибирский транспорт не приспособлен к аномально низким температурам. Это прослеживается по датчикам температуры, которыми оборудовано большинство современных легковых и пассажирских автомобилей. Даже при минус 40 «за бортом» эти приборы не покажут ниже минус 30 градусов, — констатирует Харис Рахимянов.
Нужен комплексный подход
Специалисты уверены, что навести порядок в работе общественного транспорта в любую погоду можно только действуя комплексно. Председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков считает, что сфера нуждается в оптимизации маршрутной сети, привлечении на маршруты перевозчиков, способных на хорошем транспорте обеспечить пассажирам безопасность, комфорт, удобство и стабильность.
ФАКТ
Спрос на такси в морозы в Новосибирске вырос в несколько раз. При этом количество машин уменьшилось, а расценки увеличились. Как прокомментировал нам водитель одного из городских такси, стоимость посадки, или так называемая минималка, возросла со 150 до 180 рублей. Время ожидания подачи машины, до прихода аномальных морозов составлявшее 15 — 30 минут, растянулось на один-два часа. Проблематично и дозвониться до служб такси: часто у них заняты все номера, а там, где установлены автоответчики, в минус 37 вы могли оказаться 57-м в очереди.