USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ферма встала на крыло. Гусиное

Ольга ЛЕВИНА
Алексей Француз доволен первыми результатами семейного бизнеса. Фото Ольги ЛЕВИНОЙ
Алексей Француз доволен первыми результатами семейного бизнеса. Фото Ольги ЛЕВИНОЙ

Хорошая примета: 15 тысяч гусей принесут хозяйству прибыль

Хозяйство «Доволенское» в Травном, где проживает одиннадцатитысячное гусиное семейство, найти легко. Белоснежные птицы громко гогочут, резко взмахивая крыльями.

От суда до суда
Собственники предприятия — Алексей Француз и Валерий Майров — толк в разведении птицы знают. Вот и этой осенью они сформировали племенное поголовье, которое уже следующей весной даст до 150 тысяч яиц. Отобрали из общего стада самых здоровых гусынь и крепких гусаков.

В семье Француз — Майровых все любят эту птицу. Валентина Демьяновна, директор хозяйства и по совместительству теща Алексея Француз, возглавляла краснозёрский инкубатор, там же работал и ее супруг Валерий Васильевич. Поэтому технологию инкубирования яйца и выращивание гусят они хорошо знают.

Зять Алексей давно занимался на селе предпринимательством, развивал свои торговые точки и успевал обрабатывать и засевать земли вокруг поселка Брянский. Дома он рассказывал о просторах доволенских озер. И Валентина Демьяновна уже представляла, как на этих полях вокруг голубой глади водоемов пасется гусиное стадо…

Мечту воплощали всей семьей. Несколько лет ушло на оформление документов на землю, полуразрушенные фермы и бывшую столовую некогда славного Травнинского совхоза. Ведь ни у земли, ни у построек не было собственника. От суда до суда жила вся семья в ожидании финала этой эпопеи.

Через тернии — к результатам
Потом оформление кредита в банке — этим занялась Нина Француз, бухгалтер семейного дела. Мужчины же принялись за ремонт столовой. А Валентина Демьяновна по всей стране искала хорошие инкубаторы и яйца гусей самой современной породы. Сын Майровых Валерий, который живет в Новосибирске, договаривался с поставщиками яиц бройлеров (их тоже решили разводить), кормов, осенью занимался реализацией мяса. В общем, работы хватало всем.

Прошлые январские праздники были хлопотными: привезли ценный груз — оборудование стоимостью в два миллиона рублей с лишним. Определились и с птицей — остановились на губернаторском гусе.

— Порода одна из лучших, — уверяла семью Валентина Майрова. — Мясная, яйценоская (гусыня дает за сезон до 46 яиц!). К тому же хорошо переносит холодные сибирские зимы. Тушка от 4 до 7 килограммов.

Вскоре Алексей Француз уже вез из Кургана более 50 тысяч яиц губернаторского гуся.

На производстве они постоянно всей семьей: тут же договоры подписывают, потом и клетки чистят, и за гусятами присматривают.

— А во время инкубации даже шурин из города приехал, — рассказывает Алексей Григорьевич. — Ночью по очереди дежурили возле выводных шкафов: следили за температурой, влажностью. Когда стали вылупляться гусята, такая суета поднялась: вовремя вытащи, обсуши, каждого осмотри. А утром — в машину и поехали: Кочки, Довольное, Краснозёрка…

Около 15 тысяч «желторотиков» оставили для своего хозяйства, остальных продали. На реализацию удачно выпарили и 14 тысяч яиц бройлеров, купленных в Коченёво.

Губернаторский гусь возмужал за лето. Семья Майровых — Француз спокойно вздохнула. Но с февраля начнут нести яйца собственные племенные гусыни. И тогда все заново.

Сегодня, когда подсчитали поголовье, Алексей Француз признался, что семья довольна результатами. Но путь к ним был тернист.

Это временно!
С большим трудом пробивали Француз — Майровы свой бизнес. Хоть и не с нуля начинали (уже давали прибыль торговые точки в Краснозёрке, свои поля, овцы!), но в новое дело пришлось вложиться всем, даже заложить часть имущества.

Много было волнений. Производство специфическое. Боялись: качественным ли будет яйцо, как вылупятся гусята, поднимутся ли в первый месяц... Удар получили с другой стороны — на новом предприятии некому работать.

— По условиям кредитного договора мы не можем повысить зарплату, — объясняет Валерий Майров. — По бизнес-плану, в котором все просчитано, пока должны платить лишь минималку. Иначе не рассчитаться с банком. Ведь кредит солидный — 10 миллионов рублей.

— Но, возможно, еще и люди отвыкли работать, — размышляет Алексей. — За десять смен мы платим 5 500 рублей. Не так уж мало. А когда погасим кредит, заработок увеличим.

Сейчас в хозяйстве трудятся четырнадцать человек. В деревне всякое про него говорили. Только требования к работникам здесь просты — быть трезвыми и качественно выполнять свои обязанности.

Пока хозяйство работает в минус. Много затрат. Производство обрастает необходимой техникой, помещениями. Однако и сейчас есть все условия для труда: новое оборудование, современный трактор МТЗ-82, вода в помещении. А в цехе инкубации — кухня, зона отдыха. Тепло! Только следи за птицей. Скоро начнется забой молодняка — для общипывания пера и пуха имеется центрифуга.

К кадровым проблемам Майровы — Француз относятся философски: «Все уляжется! Это временно!» Уверены они, что через годик отладится производство, сформируется коллектив, освоят люди птицеводство, и травнинцы с удовольствием будут работать в их хозяйстве.

«Мы укоренимся здесь!»
Если б не семья, признается Алексей, никогда бы он не взялся за это дело. Сейчас, год спустя, в планах увеличение маточного поголовья до 15 тысяч — лишь тогда производство будет прибыльным. Для этого придется оформить в аренду землю возле еще одного водоема (где будет пастись молодняк), построить дополнительные фермы.

Нынче Француз — Майровы получили неплохой урожай, рассчитались с дольщиками (по две тонны пшеницы на пай, как и обещали). Когда засыпали 560 тонн зерна на корм птице, стало понятно — этого мало. Запасти бы тонн 700, да нет складов. До сих пор не могут они договориться об аренде пустующих помещений с МУПом. Пришлось уменьшить поголовье. Но в следующем году планируют построить свои склады, тогда-то спокойно увеличат стадо. Кроме того, по господдержке хотят приобрести кормоизмельчитель и обязательно еще один трактор МТЗ-82.

С наступлением холодов начинается сезон забоя молодняка. Уже получен заказ на три тонны мяса. Хороший спрос на пух и перо. У гуся нет отходов: жир, пупки, печень, лапки, головы… Все с удовольствием купят.

Постепенно птицеводы гасят десятимиллионный кредит. В этом году получили государственную поддержку на приобретение яйца и новой техники.

— Зайдешь сейчас на ферму, приятно посмотреть на плоды своей работы — вот это белоснежное гусиное стадо, — признается Алексей Француз. — Я уверен, мы укоренимся здесь. Когда рядом большая семья, ничего не страшно!