«Старый дом» едет на «Золотую маску»
Новосибирск — одна из театральных столиц России — получил недавно еще одно подтверждение своего высокого статуса: театр «Старый дом» получил первое за всю историю существования коллектива приглашение на главный театральный фестиваль страны. В адрес руководства театра на днях пришло официальное уведомление о том, что недавняя премьера «Старого дома» — спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» — рекомендован к показу в рамках проекта «Новая пьеса» в рамках внеконкурсной программы «Маска Плюс» Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Этот проект впервые был представлен публике в 2009 году как программа спектаклей, рекомендованных экспертами «Золотой маски», но по разным причинам не прошедших в основной конкурс.
Премьера спектакля-реконструкции по тексту Вячеслава Дурненкова «Ручейник, или Куда делся Андрей?» состоялась 16 ноября 2012 года. Постановщиком одного из самых нестандартных проектов театра «Старый дом» выступил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Семён Александровский.
Этот спектакль — театральная вариация на тему популярного в современном кинематографе жанра mockumentary, который строится как стилизация художественного вымысла под документальную хронику или историческое повествование. В новой постановке «Старого дома» не случается ни перевоплощений, ни разыгрывания истории по ролям. Законы игрового театра заменяются логикой документального расследования. Текст перестает быть художественным вымыслом и на глазах у зрителей становится документом эпохи и рассказом о жизни одного из тех, кого условно можно назвать частью потерянного поколения.
Театральное действие буквально концентрируется вокруг письменного стола главного героя, московского журналиста Андрея. Из личных вещей Андрея артисты извлекают историю его поездки из современной Москвы в деревню то ли в поисках разоблачительного сюжета, то ли в надежде найти утраченное ощущение присутствия в этом мире хоть какого-то смысла…
Пьеса «Ручейник» — лауреат конкурса драматургии «Действующие лица» 2004 года, участник фестиваля молодой драматургии и специальной программы фестиваля «Новая драма». Несмотря на популярность, до сих пор она оставалась только материалом для рабочих эскизов в рамках фестивалей и лабораторий. Специально для театра «Старый дом» Вячеслав Дурненков сделал новую редакцию пьесы. И приехал на премьеру. То, как воплотили его произведение на сцене новосибирского театра, автору, судя по всему, пришлось по душе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав ДУРНЕНКОВ, драматург:
— Это нормальный постдраматический европейский театр. Многие привыкли приходить в театр, как в гастроном, зная, что купят колбасы, а театр этого не предполагает. Театр вообще должен предлагать дискомфортное существование, я прихожу в театр для того, чтобы меня поставили на место, чтобы я задумался, был ошарашен, находился в недоумении. Сегодня был редкий случай, когда во время спектакля я вернулся к себе десятилетней давности, в момент, когда писалась эта пьеса. Тогда уже было понятно, что происходит в стране, и мне нужно было выразить свое отношение, показать, что Советский Союз никуда не делся… Сегодня, когда смотрел спектакль, я понял, что за десять лет многое изменилось и той надежды, с которой писалась пьеса, во мне уже нет.
ФАКТ
Ансамбль народного танца «Сибирские узоры» начал гастроли по Индии. Первое выступление состоялось 8 декабря в Российском центре науки и культуры в Нью-Дели при полном аншлаге. Гастроли ансамбля, в котором занимаются более 120 детей в возрасте от 3 до 18 лет, приурочены к празднованию 65-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индией