Коронованная особа
Прима-балерина Анна Жарова — о верных друзьях, балете и о том, почему она с оптимизмом ожидает 21 декабря
Прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета Анна ЖАРОВА — гордость нашего города, а ее искусство — радость для многих и многих поклонников далеко за пределами Сибири и России.
Крестики в календаре
Анна — обладательница первой персональной «Золотой маски» в новосибирской балетной труппе. Причем это был «Специальный приз жюри» для исполнительницы, не номинированной на премию, однако благодаря своему уникальному таланту, обаянию, артистизму и мастерству эту награду триумфально получившей. Ее Сванильда в «Коппелии» Делиба в 2002 году покорила Москву, похоже, навсегда: всякий раз, когда в афише Национальной театральной премии теперь появляется ее имя, зрители восторженно замирают, а столичные критики, что для них редкость, на удивление щедры на похвалу. Так, кстати, было и нынче, в апреле 2012-го, когда прима-балерина танцевала заглавную партию в легендарном балете Ролана Пети «Кармен». Зал театра Станиславского и Немировича-Данченко буквально разрывался от оваций, а газетные рецензенты долго пеняли жюри, что их любимица не была вновь коронована лауреатством.
— Анна, вам, вне всяких сомнений, делали немало предложений оставить провинцию, Сибирь. Но вы, как и ваши почитатели, чувствуется, человек верный…
— Предложений было много всегда, но есть причины, по которым я не могу оставить родной город. Здесь я выросла, здесь моя семья, друзья, моя любимая публика. В общем, я, можно сказать, патриот… Поехать ненадолго поработать, как я ездила в Японию, Корею и другие страны, — это возможно. Но не больше чем на месяц. Это — максимум, предел, потом у меня начинается жуткая ностальгия по России, родному городу, и я принимаюсь зачеркивать в календаре дни, которые мне осталось «отбывать» пусть даже в комфортном и интересном с творческой точки зрения месте.
— Декабрь — время подведения итогов года и составления планов на будущее... Самое ожидаемое для вас событие ближайшего времени?
— Мы будем с друзьями отмечать 20-летие нашей дружбы в мой день рождения, 18 января. Сейчас занимаемся определением формы этого торжества — готовим фотографии, видеозаписи… Думаю, это будет нечто выдающееся (смеется).
— Судя по сроку, дружба эта началась с хореографического училища?
— Да, однажды на нашей школьной дискотеке я как-то интуитивно выбрала людей, которых хотела бы видеть на своем дне рождения. С тех пор и организовалась наша компания из пяти человек, которые абсолютно совпали друг с другом. Компания, которой я невероятно дорожу. Я никогда не разочаровывалась в этих людях, культивирую нашу дружбу и очень трепетно к ней отношусь. Для кого-то счастье и смысл существования только в карьере, и ради нее они готовы через многое переступить, для меня на первом месте такие понятия, как дружба, любовь и понимание близких.
— С чего в творческом плане начнется год?
— В тот же день, 18 января, я танцую в «Снежном шоу» — гала-концерте с участием солистов театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С тех пор, как Игорь Анатольевич Зеленский стал худруком и в этом театре, стали возможны новые формы сотрудничества… Причем я танцую па-де-де из «Спящей красавицы» с Сергеем Полуниным…
— Объясним непосвященным — лучшим танцовщиком 2011 года по версии Британской академии балета и лучшим танцовщиком 2012 года по итогам конкурса телеканала «Культура» «Большой балет».
— Да, он великолепный! Я хотела станцевать с ним, как только увидела его на сцене, поэтому несколько взволнована предстоящим нашим с ним совместным творчеством. Надеюсь, что впереди еще будут проекты, и мы станцуем не один раз…
Конец света: от и до
— Что еще впереди?
— Можно сказать, некий сплав чрезвычайно важных для меня событий. Меня пригласили в жюри «Золотой маски», где, кстати, мы встретимся с Сергеем Геннадьевичем Вихаревым, который очень много сделал для моего становления как балерины, бывшим балетмейстером нашего театра, постановщиком «Коппелии». Это очень почетно, очень волнующе, тем более что судить мы будем спектакли в том числе с участием таких мировых звезд, как Диана Вишнева и Виктория Терешкина. Эту работу придется совместить с весенней сессией в академии.
— Вы будете управленцем в сфере культуры?
— Так далеко я не загадывала. Но учиться мне очень интересно: замечательный преподавательский состав, интересная программа. Я с юности интересовалась философией, психологией и управлением в целом, поэтому мне все это по душе.
— Когда вы все успеваете? Вы плотно заняты в театре, расписан график фестивалей и гастролей. Кроме того, знаю, много времени и сил отдаете деятельности вашего Фонда поддержки развития детского классического танца Анны Жаровой...
— В том-то и проблема, чтобы все совместить. Но балерины сильные. Хореографический колледж — больше, чем армия (улыбается). Закаляется все — трудолюбие, дисциплина, выносливость. Ты с детства привыкаешь к тому, что нельзя позволить себе не то что лениться — схалтурить, расслабиться и просто полежать на диване… Ты с утра до вечера должен быть в работе, причем, по привычке, до изнеможения. Но это хорошо, поскольку стимулирует тебя на постоянное преодоление обстоятельств и победы в течение всей твоей жизни.
ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ
— Вы отдадите свою дочь в балет?
— Маше сейчас пять с половиной лет. Она занимается английским, фигурным катанием, ходит в школу развития. Оперные спектакли, как выяснилось, любит больше, чем балет: оперу «История Кая и Герды» мы с ней слушали семь раз, собираемся еще. Вообще-то, я не желаю ей этой участи, но посмотрим — не буду же я ее судьбу ломать…
— Какое меню вы можете себе позволить в день спектакля?
— Ем в последний раз в 12:45 что-нибудь очень-очень легкое. Накануне желательно «сушиться», то есть подсушить мышцы, что значит — ничего не пить. Разве что «пи-и-сят грамм» коньячку (смеется). В 4 часа выпиваю полчашечки кофе с конфеткой и иду на сцену. За спектакль, случается, сбрасываешь полтора килограмма, а после так утомлен и перевозбужден, что об ужине и думать не можешь.
— Вы верите в «назначенный» на 21 декабря конец света?
— И одновременно в начало. Я действительно верю, что должно закончиться все плохое и начаться что-то очень хорошее — новая эпоха нравственности и духовности. Очень много грязи накопилось в мире. Хочется, чтобы люди одумались, сказали: «Стоп!» — и что-то изменилось в лучшую сторону. Хотя бы для начала прекратили говорить про конец света.