«Мы движемся вместе с дорогой»
В историческом смысле наш город, который сегодня по праву называют столицей Сибири, очень молод, и немного найдется в нем образовательных учреждений, которые могут похвастать столь долгой и славной историей. Профессиональный лицей № 10 им. Лунина, который готовит кадры для железной дороги, прошел путь длиной в 90 лет, выпустив за эти годы более 40 тысяч квалифицированных специалистов. О том, что представляет собой лицей сегодня и каким он будет завтра, рассказывает его директор Мария КИРСАНОВА.
От ФЗУ до лицея
— Мария Владимировна, каким был этот путь? Наверное, немало славных традиций сложилось?
— Действительно, за это время наше образовательное учреждение испытало многое. Шутка ли — почти столетняя история! Поэтому мы бережно храним свои традиции на протяжении десятилетий. Одна из них — обязательное ношение лицеистами формы. Даже в девяностые годы, когда во всех сферах нашей жизни, и в профессиональном образовании в том числе, были разброд и шатания, наши учащиеся носили ее. Кому-то это может показаться неважным, но я полагаю, что это не так. Поступая в лицей, парни и девушки сразу проникаются особенным духом железной дороги, начинают ощущать себя ее частью, особой общностью.
Чуть ли не со времен ФЗУ у нас проводятся еженедельные линейки (не надо забывать, что долгое время железная дорога была военизированной организацией). Несмотря на все политические катаклизмы, мы проводили и продолжаем проводить конкурсы на лучшую группу, смотры художественной самодеятельности, наши ребята участвуют в конкурсах профессионального мастерства и предметных олимпиадах. Мы гордимся своей историей и стараемся привить это молодежи.
— Сегодня немало говорят о необходимости поиска новых подходов в профессиональном образовании. Как педагог с многолетним стажем, как вы думаете, в чем секрет успеха?
— Мне кажется, что главный залог достижения стоящих перед нами целей — это люди. И меня очень радует, что у нас сложился по-настоящему дружный, творческий коллектив преподавателей, примерно половина которых к тому же немало лет отработали в сфере железнодорожного транспорта. Понимаете, только по книгам подготовить грамотного специалиста невозможно. Знания и опыт должны передаваться от человека к человеку. К счастью, у нас много преподавателей, которые к тому же являются профессионалами высочайшего класса в своей первой специальности. Вот, к примеру, Владимир Петрович Колокин. В свое время он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» за то, что сумел предотвратить крупную аварию на железной дороге. И таких примеров много. Я полагаю, что так и должно быть — новое поколение обязаны учить лучшие из лучших.
— Как готовят сегодня будущих машинистов, проводников и электриков? Какие новые технологии применяются?
— О, об этом можно говорить бесконечно, и все равно всего не расскажешь. Остановлюсь лишь на таком моменте: в нашем лицее есть два суперсовременных тренажера. Один из них представляет собой макет кабины электровоза, а другой — тепловоза. Скажу откровенно: далеко не каждое крупное депо может похвастаться таким оборудованием! На этих тренажерах обучают будущих машинистов локомотивов. Там все как на самом деле: два места, на одном из которых сидит машинист, на другом — его помощник, и большой экран с объемным изображением. Создается полный эффект присутствия, причем все совпадает с реальностью: семафоры, стрелки, пути, рельеф местности и даже пейзажи за окном. Можно виртуально проехать, к примеру, из Тогучина до Мошково. Ребята просто рвутся на эти тренажеры, настолько это интересно. Так, наверное, еще только летчиков обучают.
Кроме того, на базе нашего лицея министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области создан ресурсный центр, главной целью которого является повышение качества подготовки рабочих кадров железнодорожного транспорта, а также оказание методической помощи педагогам. Иными словами, в развитии системы профессионального образования есть и наш небольшой вклад.
— Действительно интересно. А насколько востребованы сегодня у молодых людей железнодорожные специальности?
— У нас нет проблем с набором, а на некоторые специальности, например на специальность машиниста, даже есть конкурс. Мы имеем возможность выбирать лучших ребят — как по успехам, так и по здоровью. И это, на мой взгляд, совершенно неудивительно: после окончания обучения нашим выпускникам гарантированы трудоустройство и зарплата от 25 тысяч рублей, что по нынешним меркам очень прилично. Кроме того, железная дорога обеспечивает своим сотрудникам солидный социальный пакет: это предоставление мест в общежитиях, льготная ипотека, качественное бесплатное медицинское обслуживание в железнодорожной поликлинике, путевки в санатории и профилактории, бесплатный проезд к месту отдыха, ведомственный детский сад. А те, кто стремится получить высшее образование, имеют возможность учиться в профильных вузах. Обучение тоже оплачивает железная дорога.
Завтрашний день
— Расскажите о планах и перспективах. Что ждет лицей завтра?
— Железнодорожная отрасль всегда опережала другие в сфере внедрения нового. И особенно это касается подготовки кадров, потому что всем понятно: без мощного кадрового потенциала нет и не может быть динамичного развития. Поэтому в недалеком будущем планируется создание центра оценки и сертификации квалификации на базе нашего лицея. Объясню, о чем идет речь: раньше любой человек, который приходил работать на железную дорогу, несмотря на наличие у него диплома, обязательно проходил специальное тестирование, подтверждающее его профессиональные навыки. Теперь наши выпускники (впрочем, не только они) будут получать соответствующие сертификаты прямо в стенах лицея. Это позволит им сразу приступить к своим обязанностям, не подтверждая дополнительно свои знания.
Другой важный момент: не так давно у нашего образовательного учреждения появился филиал в Барабинске. Сегодня перед нами стоит важная задача укрепить его материально-техническую базу, чтобы качество образования, полученного в районном центре, ни в коей мере не было ниже того, которое даем мы. Эту задачу мы решаем за счет реализации комплексной программы развития лицея на 2011 — 2015 годы, созданной на основе региональной комплексной программы развития. И мы очень благодарны губернатору Новосибирской области Василию Юрченко и министру труда, занятости и трудовых ресурсов НСО Игорю Шмидту за постоянную поддержку, благодаря которой наш лицей имеет возможность динамично развиваться.
— Впереди юбилейные торжества. Где будете отмечать праздник?
— Конечно, во Дворце культуры железнодорожников! Лучше места, по-моему, и не придумаешь. Мы всегда ощущали себя неотъемлемой частью железной дороги, и все мероприятия, и уж тем более праздники, всегда проводим вместе. Можно сказать, что мы движемся вместе с железной дорогой!
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В 1922 году при депо ст. Новосибирск была организована школа фабрично-заводского ученичества. Производственное обучение первоначально было организовано в цехе паровозного депо. Позже школа стала готовить не только слесарей по ремонту паровозов, но и слесарей-автоматчиков, слесарей по ремонту вагонов. После 1935 года школа специализировалась на подготовке паровозников и токарей. Война изменила содержание учебной работы. Работа учащихся была построена в четыре смены из расчета круглосуточного использования оборудования. Послевоенные годы характеризовались перестройкой учебного процесса. В связи с переходом Новосибирского узла на электрическую тягу, с 1952 года прекращен прием учащихся для обучения паровозным профессиям, и училище впервые приняло на обучение учащихся для подготовки по профилю электровозников.
Сегодня профессиональный лицей № 10 им. Лунина — современное образовательное учреждение, полностью отвечающее существующим стандартам, где осуществляется подготовка квалифицированного персонала для железнодорожной отрасли. Здесь готовят машинистов локомотивов, слесарей по ремонту подвижного состава, слесарей-электриков по ремонту электрооборудования подвижного состава, бригадиров-путейцев, а также проводников на железнодорожном транспорте.