Монгольские сенсации
Сибирские ученые полагают, что гуннами, покорившими Европу, были азиатские кочевники
Новосибирские археологи приблизились к разгадке одной из таинственных древних культур — народа хунну, для защиты от набегов которого китайцы возвели Великую стену. Ученые Института археологии и этнографии СО РАН ведут раскопки на хуннском могильнике Ноин-Ула в Северной Монголии, и результаты сенсационны.
Народ хунну, чья империя на рубеже эр располагалась на территории современной Центральной Азии, был с давних времен известен по письменным источникам. Его название созвучно с именем варварских племен, покоривших Европу, — гуннов. Исследователи полагают, что это не случайное совпадение.
— Есть предположения, что часть этого народа ушла в Европу, под предводительством Аттилы дошла до современного Парижа и во многом определяла историю Западной Европы, — рассказывает руководитель археологической экспедиции член-корреспондент РАН Наталья Полосьмак. — Антропологический и генетический состав хунну еще только изучается, и я думаю, что благодаря нашим раскопкам в Северной Монголии мы больше узнаем об этом народе.
Под знаком Дракона и Единорога
Интересно, что могильник Ноин-Ула начали изучать еще в начале ХХ века. Работы вел известный путешественник и ученый Пётр Козлов. Но технологии того времени не позволили провести масштабные раскопки. Сейчас могильник буквально открыли заново. Оказалось, что могилы закладывались в виде ступенчатой пирамиды, уходящей вниз, — такая же структура могильников была в Китае времен династии Хань.
Как утверждает Наталья Полосьмак, империя хунну сложилась во многом благодаря соседству с Китаем — она могла существовать за счет богатств этой огромной земледельческой цивилизации. Могилы хунну заполнены китайскими вещами — еще в древности Китай доминировал в Центральной Азии за счет своей искусной продукции. Лаковая посуда, которая ценилась на весь золота за долговечность, колесницы, которые Китай посылал хунну в качестве подарков, а фактически — платил ими дань... На украшениях видны традиционные китайские сюжеты с Драконом и Единорогом — символами единства государства. Эти находки поистине уникальны — так, на одной из древних чашечек указана дата ее изготовления: девятый год до нашей эры.
В Ноин-Уле захоронены те, кто составлял верхушку хуннского общества, — правители, военачальники и, вероятно, их жены и дети. В традициях погребения тоже заметно влияние Китая.
Ковер как фотография
Во время раскопок археологи находят преимущественно металлические вещи, поскольку они легче всего сохраняются в течение тысячелетий. Могильник Ноин-Ула уникален потому, что в нем удалось найти немало предметов из органических материалов, а именно они на две трети определяют материальную культуру человека. В законсервированных могилах хунну найдены многочисленные фрагменты одежды и тканей. Почти всю свою историю хунну контролировали Великий шелковый путь, служили посредниками между китайскими купцами и покупателями в западном мире. Разумеется, к кочевникам проникали и европейские вещи — в одной из могил археологи обнаружили серебряную бляху с античным сюжетом. Когда-то она была частью парадного сервиза, но хунну использовали ее как украшение для коня.
Под многочисленными слоями глины в могильнике сохранились даже ковры. Для того чтобы ученые могли с ними работать, ковры проходят тщательную реставрацию в Новосибирске. Последняя такая находка в могильнике Ноин-Ула рождает новые вопросы и предположения — возможно, общество хунну было многонациональным.
— Этот ковер ценен тем, что на нем изображены портреты людей далекой эпохи, — рассказывает Наталья Полосьмак. — Это представители разных этнических типов, идущих к алтарю, — их образы потрясают. Они могли быть частью хуннской элиты, и здесь открываются перспективы для самых разнообразных исследований.
ФАКТ
Первые археологические раскопки памятников хунну были проведены только в конце XIX — начале XX века. До того об этом народе знали лишь по письменным древнекитайским источникам.