Кому нужна льготная зависимость
Давно хотелось задать каверзные вопросы по поводу льгот компетентному и независимому человеку. Поговорить на эту непростую тему согласился заведующий кафедрой региональной экономики Сибирского института управления — филиала Президентской академии РФ, доктор экономических наук, профессор Валерий ПАПЕЛО.
Как крепится управленческий рейтинг
— Валерий Николаевич, как вы оцениваете сегодняшнюю систему оказания социальных льгот? Некоторые финансисты-монетаристы считают, что льготы якобы губительны — они разрушают не только бюджеты, но и экономику. Насколько, по-вашему, правомерно такое мнение?
— Все зависит от подхода — какой-то фактор может стать разрушительным или, напротив, стабилизирующим, развивающим. Принятие 122-го закона о монетизации льгот показало, насколько это болезненная и деликатная тема. Многие люди из незащищенных слоев населения пережили неоправданный шок. Федеральный бюджет с большими усилиями и далеко не в полном объеме сумел реализовать принятый документ. Подобные решения, имеющие большой общественный резонанс, должны тщательно готовиться и обосновываться.
Есть такое понятие — «качество бюджетирования», то есть управление финансовыми ресурсами. Кстати сказать, Новосибирская область в этом плане достаточно продвинутый регион. Мы первыми в пилотном режиме создали систему межбюджетных отношений, просчитав весь механизм финансирования от самого малого села до мегаполиса. Федеральный закон о межбюджетных отношениях, собственно говоря, опирался на новосибирский опыт. Поэтому для многих не было неожиданностью назначение теперь уже бывшего первого вице-губернатора Новосибирской области Леонида Горнина заместителем министра финансов РФ. Неслучайно и то, что сфера его компетенции — работа с регионами и межбюджетные отношения.
Эти два факта характеризуют наш регион как один из наиболее эффективных в управленческом рейтинге. Но даже про нас на одном из заседаний Союза налогоплательщиков России (Валерий Папело — член этой организации. — Ред.) было заявлено, что экономика Новосибирской области нуждается в тысяче высококвалифицированных менеджеров. Без этого наш инвестиционный потенциал не сможет реализоваться в полном объеме. У нас есть примеры, когда крупные инвестиционные проекты ведут управленцы, «выписанные» из Германии и других стран. Существует острая нехватка и менеджеров, и высококвалифицированных рабочих. Этот кадровый дефицит напрямую влияет на социально-экономическое развитие региона.
— Если говорить о первопричине появления системы льгот, в чем она: в том, что экономика достаточно развита, чтобы поддерживать малообеспеченных, или, напротив, настолько слаба, что не может обеспечить всех достойной работой и соответствующей зарплатой?
— Посмотрим на примере. Почти половина бюджета Москвы уходит на социальные программы. Этот факт только подтверждает устоявшееся в научной среде мнение о том, что всевозможные льготы может позволить себе только достаточно развитая экономика. Цель таких трат — выровнять диспропорции в качестве жизни населения. Это инструмент довольно простой, о его адресности можно спорить, можно ее совершенствовать, что в основном и делают наши законодатели, принимая законы вроде 122-го и различные подзаконные акты к ним.
С точки зрения экономической стратегии
— Очень сложно при этом избежать социальной несправедливости? Где ее истоки?
— С точки зрения экономической стратегии стоит стремиться к росту благосостояния населения трудоспособного возраста, чтобы люди могли создать задел обеспеченности и для себя, и для всей семьи. В нашей стране в целом вполне достаточно бюджетных, кадровых и прочих ресурсов для формирования конкурентоспособной экономики, роста уровня жизни всех категорий населения. Если говорить о кадрах, Россия давно обогнала многие ведущие страны, в том числе и Японию, по числу обладателей высшего образования среди молодежи.
В большинстве регионов, включая Новосибирскую область, налоговый потенциал, который и формирует доходную часть региональных бюджетов, намного превышает расходную часть. Но перечисляя значительную часть налогов в федеральную казну, регионы затем получают оттуда финансирование. Конечно, есть общегосударственные задачи, федеральные целевые программы, на которые требуется консолидация всех средств, но все же элемент социальной несправедливости на уровне межбюджетных отношений с сибирскими регионами налицо, в результате чего многие из них стали «искусственно» дотационными.
Архитектура доходов по-российски
— Как вы считаете, действительно ли все получатели льгот в них нуждаются?
— Сложный вопрос. В нашей стране не отлажена система управления в той мере, чтобы дать точную картину реальных доходов. Архитектура льгот строится на данных о доходах семьи. Не секрет, что целый ряд предприятий, декларируя минимальный размер оплаты труда, остальную часть заработка выплачивает своим сотрудникам серой наличностью. И плоская шкала налогообложения в 13 процентов — абсолютно мертвая мера, она не заставила работодателей показать реальный фонд оплаты труда. Как пример можно привести транспортные услуги. Все знают, что многие водители формируют свою зарплату далеко не белым путем. Весь мир принял прогрессивную шкалу налогообложения, а у нас — увы!
Думаю, что и в целом социальные льготы — в большей степени вопрос политики, нежели его значительности в плане финансовой поддержки. С советских времен у нас сохранился психологический синдром желанной зависимости от государства, привычки получать что-то даром, пусть это совсем маленькие деньги, которые существенно не решают вопросы семейного бюджета.
Что касается пенсионного обеспечения, неизбежно придется его реформировать. Коснется ли это других социальных выплат? Будет зависеть от тенденций в политике: нам приятно получать, а власти — давать. Это своего рода «общественный договор» избираемой власти и электората.
— Какое лекарство можно прописать от такого синдрома?
— В нашей области власть системно занимается улучшением качества жизни. В основе стратегии развития лежит проектно-программный целевой подход. Например, разработаны целевые программы по развитию здравоохранения, образования, повышению производительности труда, есть программы устойчивого развития сельских территорий. Реализуются крупные инвестиционные проекты на территориях муниципальных образований. Если посмотреть на уровень городского района, можно отметить, как решаются проблемы с помощью таких общественных организаций, как территориальные общественные советы (ТОСы). Так, в Ленинском районе девять ТОСов, они ведут активный диалог с властью по всем болевым точкам, чтобы бюджетные средства тратили с учетом насущных потребностей жителей.
В конечном счете общественное развитие идет по пути нормального обеспечения всех зарплатами и пенсиями в полной мере для достойной жизни. Зрелое гражданское общество понимает это и никогда не пойдет на поводу тех, кто использует «льготную тему» для своих политических выгод и укрепления своего политического багажа. Это во-первых, безнравственно, во-вторых, рассчитано на безграмотность в бюджетно-налоговых вопросах. За годы рыночных реформ люди прошли такой экономический ликбез, что вряд ли всерьез отнесутся к таким политикам.