USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пока не оскудеет рука дающего

Марианна ДАНИЛОВА
Фото предоставлено прокуратурой  Новосибирской области
Фото предоставлено прокуратурой Новосибирской области

Среди юристов существует мнение, что предоставление суду права определения размера штрафа за взятку усилит не борьбу с коррупцией, а саму коррупцию

В минувшее воскресенье отмечался Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный в день подписания Конвенции ООН по борьбе с этим негативным явлением. Не секрет, что во многом к решению этой проблемы наше общество относится достаточно неоднозначно. Тем не менее Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. О современных путях лечения такой непростой социальной болезни, как коррупция, сегодня мы беседуем с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Новосибирской области Натальей НЕВЕЙКО.

Задача — не только описать проблему
— Расскажите о действующих законах, направленных на борьбу с коррупцией. Насколько совершенным можно назвать современное законодательство в этой сфере?

— Один из базовых международных правовых документов, не просто отражающих природу коррупции, но и предлагающих разнообразные меры борьбы с ней, — это Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН против коррупции, открытая для подписания 9 декабря 2003 года.

В нашей стране ратификация Конвенции произошла в 2006 году. Это положило основу для приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами и реализации не только положений данной Конвенции, но и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Последняя была принята еще в 1999 году.

В стране ведется разработка государственной политики в области противодействия коррупции, координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней по ее реализации и контроль осуществления Национального плана противодействия коррупции.

Принятие федерального закона «О противодействии коррупции» стало первым шагом к организации антикоррупционных мероприятий. Законом вводится система мер противодействия коррупции, дается понятие коррупции как социально-юридического явления.

Кроме того, в сфере противодействия коррупции принят пакет федеральных законов, которые предусматривают возможность наложения взысканий (вплоть до увольнения в связи с утратой доверия) за нарушение антикоррупционного законодательства на прокуроров, служащих правоохранительных и иных силовых органов, государственных гражданских и муниципальных служащих.

К таким нарушениям относятся непринятие мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах сотрудника или его близких, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, осуществление предпринимательской деятельности, вхождение в состав органов управления иностранных некоммерческих организаций.

Конечно, действующую нормативную базу не назовешь идеальной — практика применения постоянно выявляет те или иные законодательные пробелы. Поэтому работа по совершенствованию нормативно-правовых основ антикоррупционной политики государства не прекращается.

Наказание сурово
— Коррупционная составляющая нередко становится притчей во языцех при объяснении тех или иных несовершенств законодательной базы. Подобные разговоры звучат при обсуждении, пожалуй, любых законов, предлагающих ужесточение штрафных санкций. Существует ли, по вашему мнению, такая проблема?

— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Например, санкция части 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки) предусматривает один из видов наказания — штраф в размере от 25- до 50-кратной суммы взятки. В юридической среде существует мнение, что предоставление суду такой дискреционной свободы (возможности действовать по собственному усмотрению) скорее усилит не борьбу с коррупцией, а саму коррупцию. Ведь недобросовестным судьям фактически предоставляется еще один инструмент извлечения выгоды — путем «торга» санкциями.

Однако объективно сделать правовой анализ ситуации невозможно, так как на практике подобных преступлений практически не выявлялось.

— Расскажите о конкретных примерах того, как вина нечистого на руку чиновника была доказана и он понес наказание.

— Раскрытых и доказанных коррупционных преступлений в Новосибирской области немало. В 2011 году виновными признаны 166 должностных лиц. За все преступления, связанные с коррупцией, осужденные несут достаточно строгое наказание.

К примеру, 30 октября 2012 года за 6 эпизодов мошенничества и за получение взяток признан виновным бывший начальник оперативного отдела одной из исправительных колоний Новосибирской области. В течение 2011 года он получал взятки от осужденных за несоставление актов медицинского освидетельствования о нахождении взяткодателей в состоянии наркотического опьянения. Назначенное наказание — 3 года лишения свободы со штрафом 392 500 рублей и с лишением права занимать должности представителя власти в государственных органах в течение трех лет.

Еще более суровое наказание понес один из бывших руководителей подразделения Ростехнадзора, который за взятки от руководителя подчиненного учреждения обеспечивал этому учреждению материально выгодные условия работы. Он приговорен к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Взятка — и в быту взятка
— Необходимость «поблагодарить» — это уже в определенном смысле часть нашего менталитета. Ведь большинство граждан совершенно искренне своим неоспоримым долгом считают какой-либо материальный эквивалент благодарности врачу, педагогу. А ведь эти специалисты по сути просто выполняют свою работу…

— К сожалению, согласно социологическим опросам, пока в общественном сознании значительной части россиян так называемая низовая, или бытовая, коррупция воспринимается не как криминальное явление, а как нормальное условие жизни.

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению — одна из мер противостояния этому явлению, определяемая федеральным законом «О противодействии коррупции». Безусловно, нарушений и преступлений будет меньше, если граждане осознают, что от них в борьбе со взяточничеством тоже зависит многое.

Кстати, с учетом высокого уровня латентности коррупционных преступлений именно обращения граждан могут стать эффективной мерой противодействия коррупционным проявлениям.