Любовь и небо Марины Попович
Прославленная на весь мир летчица-рекордсменка побывала в Новосибирске, где начинался ее путь в авиацию
Настоящая русская красавица, генерал-лейтенант, летчик-испытатель I класса, Герой Социалистического Труда, писатель, жена и мама. И это все о ней — Марине ПОПОВИЧ. На днях по приглашению сотрудников Мемориального комплекса маршала Александра Ивановича Покрышкина она прилетела в Новосибирск — город, где провела пятнадцать лет своей жизни и сделала первые шаги в небо. Мы встретились с этой выдающейся женщиной и попали под власть ее невыразимого обаяния.
Самое родное, что есть у меня
— Марина Лаврентьевна, что для вас Новосибирск?
— Новосибирск — самое родное, что есть у меня в жизни. Здесь после эвакуации мы пережили войну, здесь я встретила свою любовь — Павла Поповича, будущего космонавта. Первое наше свидание, как сейчас помню, состоялось на площади около вокзала. Он пришел красивый, нарядный, но без цветов. Ромашки подарила ему я. Павел засушил их и взял в космический полет вместе с моей фотографией и фотографиями детей. Годы, проведенные в Новосибирске и Новосибирской области, были непростыми, но очень счастливыми и яркими.
— Как родилась мечта стать летчицей?
— Мой папа — скрипач, я играла на цимбалах. У нас был небольшой инструментальный ансамбль, мы постоянно выступали на концертах, поэтому родители и родственники были уверены: мое будущее — музыка. Но жизнь внесла свои коррективы. Началась война, я узнала, что такое бомбежки. Однажды увидела, как над нашим хутором, а жили мы тогда на Смоленщине, разыгрался воздушный бой. Фашисты сбили советский самолет, пилот успел выпрыгнуть с парашютом, но немцы его расстреляли. Этот случай потряс меня до глубины души, и я стала мечтать о том, что обязательно стану летчицей и отомщу захватчикам. После войны моя семья переехала на родину, но через какое-то время я вернулась в Новосибирск, так как приняла решение поступать в авиационный техникум.
Ворошилов мне помог
— Знаем, что ваш путь в авиацию не был легким... Какие препятствия пришлось преодолеть?
— Препятствий было немало. Начать с того, что в 16 лет у меня был не совсем подходящий для авиации рост — метр пятьдесят с небольшим, не хватало пары сантиметров. Мои ноги не доставали до педалей, и тогда я поставила себе цель их немного… вытянуть. Нашла альпинистские «цапли» и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате то ли я вытянулась, то ли занятия помогли, но рост действительно увеличился и путь в авиационный техникум был открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать, правда, только на спортивных самолетах. Путь в большую авиацию для женщин в ту пору был закрыт, но справиться с этой бедой мне помог Климент Ворошилов. Прежде чем попасть к нему на прием, мне, правда, пришлось две ночи спать на лавочке в парке, но дело того стоило. Я убедила его, что без авиации мне не жить, и он написал: «Направить в училище, если есть соответствующие данные».
— Помните свои первые полеты?
— Как такое забудешь? Летишь на По-2, готовишься прыгнуть с парашютом. Сидишь в открытой кабине: холод сумасшедший, ты в фуфайке, шлеме и валенках. Боязно, но стараешься себя преодолеть, чтобы прыгнуть как надо. Летишь и думаешь о том, что главное не спешить, спускаться подольше, чтобы продлить ничем не передаваемое удовольствие полета. Как только приземлишься, снова хочется подняться в небо.
Страх явился только во сне
— Как вы стали летчиком-испытателем?
— Произошло это только в 1964 году. К тому времени я налетала 530 часов как летчик-инструктор, освоила пять типов самолетов и имела звание старшего лейтенанта запаса. Чтобы добиться разрешения, мне пришлось опять доказывать свою состоятельность в самых высоких инстанциях, но все удалось. Мне очень помог Владимир Серегин — тот, что потом погиб вместе с Юрием Гагариным. Сначала я летала в транспортном звене, затем перешла в звено истребителей, где установила 101 мировой рекорд и получила звания «Летчик-испытатель I класса» и «Заслуженный мастер спорта СССР».
— Работа летчика полна опасностей. Бывали моменты, когда вы начинали прощаться с жизнью?
— Случаев таких немало. И падала я, и горела, и разгерметизация была — что только не пришлось пережить. Однажды на первых секундах полета отказал форсаж двигателя Миг-21, и самолет упал на взлете. Спасло меня только чудо. Быстро подбежавшие люди успели вытащить меня из кабины… Сначала я совершенно не испугалась, но вот ночью, во сне снова переживая этот полет, как закричу... Утром обратилась в санчасть. Через три дня оклемалась и снова приступила к испытательным полетам. После такого падения от полетов обычно отстраняют, но мне сказали, мол, принимай решение сама: летать или нет. Я решила остаться. Командиры потом следили за мной, смогу ли я преодолеть случившееся, потому что пережить такое — это серьезно. Кстати, теперь тот самый многострадальный самолет стоит на постаменте в поселке Чкаловский — его подремонтировали и превратили в памятник.
Пишу и летаю
— Сегодня вы на заслуженном отдыхе. Как прошло расставание с небом?
— После увольнения в запас год не летала и, конечно, очень скучала по небу. Но и сейчас моя летная жизнь не закончилась. Я постоянно пишу о летчиках и летчицах, о небе, издала немало книг: «Крылья крепнут в полете», «Автограф в небе», «Сестры Икара» и другие. Горжусь тем, что написала о молодой летчице Лиле Литвяк. Эта девочка сбила 16 самолетов фашистов в одном бою. Последний самолет она таранила и погибла, войдя со своим подвигом в Книгу рекордов Гиннесса как единственная женщина в мире, сбившая такое количество вражеских самолетов. Мне очень дорога еще одна книга — «НЛО над планетой Земля». За нее я получила премию Ломоносова. В ней описаны мои встречи с неопознанными летающими объектами. В советское время подобная публикация не могла появиться, иначе можно было угодить в психиатрическую больницу. Сейчас такой опасности, к счастью, уже нет.
Только поставь задачу
— Ваша жизнь — пример для подражания. Что посоветуете тем, кто планирует связать свою жизнь с авиацией? Какие качества нужны человеку, чтобы добиться успеха?
— По своему опыту я поняла, что надо во всем быть оптимистом, надо запрограммировать свою жизнь на успех. Надо понять, кем ты хочешь стать, и готовиться к этому, постоянно трудиться. Мозг — тонкая материя, и если поставить задачу, многое будет происходить, можно сказать, само собой, почти автоматически. Главное — поставь задачу, цель, и она от тебя не отвернется.
ЦИТАТА
«Мы, женщины, можем в этой жизни не меньше мужчин. Просто нам все время некогда: дом, семья, дети…»
СПРАВКА
Марина ПОПОВИЧ родилась 20 июля 1937 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области. В 1967 году летчица первой в мире среди женщин-испытателей преодолела звуковой барьер на самолете Миг-21, за что иностранные СМИ нарекли ее «мадам Миг». Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака. Свой первый прыжок с парашютом Марина Попович совершила в декабре 1948 года в небе над Новосибирском.
Рецепт «для сердца» от Марины Попович
По 300 граммов кураги, изюма, грецкого ореха и лимона пропустить через мясорубку. Принимать по столовой ложке каждый день в течение месяца два раза в год.