Путеводитель по городским джунглям
Автомобиль стал поглощать человека. Он не только меняет привычное течение городской жизни, но и трансформирует пространство
Что такое «третьи места», почему горожанину труднее жить, чем сельчанину, и к чему привел культ автомобиля? Ответы на эти вопросы есть у Игоря ПОПОВСКОГО — признанного специалиста в области архитектуры и градостроительства, заведующего кафедрой архитектуры гражданских зданий Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА).
— Игорь, Новосибирск сложно назвать привлекательным для туристов городом. Что вы показываете зарубежным коллегам в первую очередь?
— Архитекторов я всегда вожу по определенному маршруту. Обычно он начинается от вокзала Новосибирск-Главный. Потом через улицу Ленина выходим на площадь Ленина, при этом я показываю перспективу, где виден вокзал и Вокзальная магистраль. Затем мы следуем до часовни, потом — к театру «Глобус» и по улице Октябрьской до Красного проспекта. Далее спускаемся по нему до площади Свердлова. Кроме того, они обычно просят показать набережную. Последний раз приезжали студенты из Лейпцига, которые очень хотели увидеть Академгородок. Говорили, что если не посетят его, то зря приехали в Новосибирск.
— Какие здания производят наибольшее впечатление на зарубежных гостей?
— Архитекторам из Великобритании, Германии, США нравится театр «Глобус». Немецкий архитектор иранского происхождения Хади Тегерани был настолько потрясен им, что даже побежал к нему по снегу. Но немного не рассчитал и попал в глубокий сугроб. При этом он совершенно равнодушно смотрел на театр оперы и балета. Почему — для меня до сих пор является загадкой, но это факт.
Каждый из нас — городской Маугли
— Игорь Викторович, есть ли тенденции развития мировых городов, которые нам стоит перенимать?
— Главный тренд современного города — появление «третьих мест». Это не работа и не дом, а та территория, где человек может идентифицировать себя и получить свою долю социальной коммуникации. Таким «третьим местом» может стать кафе, театр, клуб, выставка или салон. Они необходимы в мире, где мы все больше общаемся дистанционно, по Интернету.
— То есть сейчас этого нет?
— С точки зрения чикагской школы социологии, мы живем в зонированном городе. Социолог Георг Зиммель на рубеже XIX и XX веков говорил о дилемме отношений между окружающей средой и индивидуумом. Человек, попадая в город, испытывает колоссальное давление общества, которое требует от него жить не так, как он считает нужным, а так, как диктуют общество и культура. Его вынуждают стать одним из толпы, поэтому горожане очень циничны, ведь цинизм — это единственное средство уйти от влияния общества. Благодаря Зиммелю возник термин «каменные джунгли», только человек в этих «джунглях» борется не с природой, а с обществом. Получается парадокс: жители сельских поселений, где есть отличные социальные связи, едут в город, чтобы получить большое количество знакомств и развивать отношения. Но попадают в совершенное одиночество и замыкаются в мирке из четырех стен, который создают за дверями своих квартир.
— Но ведь человек самостоятельно определяет, в каком районе он будет жить. Причем старается выбрать то место, где ему будет наиболее комфортно…
— Сначала он бродит в каменных джунглях один, а потом решает, что одному ему некомфортно. Возникают островки: рабочие слободы, этнотауны, элитные районы, пригороды и так далее. Ранее возникали тревожные разговоры: «Что будет, если китайцы приедут в Новосибирск?» Да ничего особенного не случится — появится Чайна-таун, как в США, и китайцы будут там варить вкусную лапшу. Они станут нашими горожанами, но будут жить как бы в своем городе.
Спасибо автомобилю
— Что еще разъединяет людей?
— Социальные разрывы поддерживаются многими факторами. Люди разделены на тех, кто очень хорошо зарабатывает, и не зарабатывающих почти ничего. Из центра вытесняют средний класс и небогатых горожан. Проблема накопления капитала, последствия миграции, транспортный коллапс и жесткое зонирование территории создают пространство, которое только поддерживает социальные разрывы. В этом, между прочим, следует отметить большой вклад автомобилей.
Абсолютный культ автомобиля возник вместе с пониманием того, что есть спальный район, на территории которого находится дом, и место работы, куда следует ехать по утрам, а также центр, где можно сходить в театр. Сейчас автомобиль стал фактически поглощать человека. Он трансформирует пространство — для него создают мощнейшие развязки, магистрали, которые по идее должны связать общество и устранить социальную разобщенность городских жителей, но на самом деле еще больше ее увеличивают. Как сказал французский социолог и философ Анри Лефевр, автомобиль поработил повседневность, навязав ей свои законы.
БАЙКА ОТ ИГОРЯ ПОПОВСКОГО
В 1970-е годы, будучи студентами, мы с моими одногруппниками рисовали Пантелеймоновскую церковь рядом с Мухинским училищем в Ленинграде. Подходит сгорбленная бабушка и строго спрашивает: «Что это вы рисуете?» Мы рассказали, что это Пантелеймоновская церковь, такой-то век и так далее. Тут она говорит: «Да не то рисуете, это же дураки строили». Мы обиделись: «Как так, дураки?» — «Ну так, крепостные дураки. Вот вы в Купчино поезжайте, там архитекторы строили». Мы приехали в общежитие, рассказали, что в Купчино есть нечто невероятное, лучше, чем Пантелеймоновская церковь. Всех подняли, сели в метро, а «Купчино» — это конечная станция. Доехали, вышли — и увидели горы угля и хрущовские пятиэтажки, уходящие в перспективу. Когда мы ехали обратно, один из наших одногруппников сказал: «Я понял! Она иронизировала!»
ФАКТ
Новосибирск получил федеральную субсидию на строительство третьего моста. Как сообщил мэр Владимир Городецкий, из федерального бюджета поступило 2,3 миллиарда рублей. По словам градоначальника, сейчас решается вопрос о выделении еще 1,8 миллиарда рублей.