Дачи «ушли» в обход
Несмотря на наступившую зиму, подготовительные работы по реализации проекта строительства Восточного обхода Новосибирска вошли в активную стадию
В четырех садоводческих товариществах Новосибирского и Первомайского районов 64 участка попали в зону строительства Восточного обхода. При этом процесс выкупа земельных участков у населения проходит без скандалов, которыми, к примеру, отметилось строительство третьего моста через Обь. Что происходит за «кулисами» Восточного обхода, мы узнали у непосредственных участников процесса.
В Новосибирскую область из федерального бюджета первые сто миллионов рублей на реализацию проекта строительства Восточного обхода города Новосибирска поступили в августе. Из них 43 миллиона пошли на разработку рабочей документации первого этапа и 57 миллионов рублей — на формирование земельных участков в границах строительства дороги и их выкуп в соответствии с нормами российского законодательства.
В обывательском представлении строительство дороги начинается с укладки первых метров щебня, асфальта или цементобетона, как в случае с федеральными дорогами последнего поколения. Но все начинается гораздо раньше — с идеи и ее поддержки на федеральном уровне, с создания проекта, в котором должны быть максимально проработаны все нюансы. В идеале новая дорога должна быть абсолютно удобной для автомобилистов и в то же время не создавать особых хлопот жителям территорий, по которым она будет проходить.
В этом смысле Северный обход Новосибирска был «легкой» дорогой, так как преимущественно проходил по незаселенным территориям и сельхозугодьям регионального значения. В противовес этому все мы были свидетелями бурных страстей и судебных тяжб вокруг земельных участков, домов и строений, попавших в зону возведения третьего моста через Обь. Первый этап Восточного обхода: 20 километров от трассы на Ленинск-Кузнецкий до дороги Академгородок— Кольцово — также старались «прочертить» так, чтобы по минимуму затронуть жителей, но полностью этого избежать не удалось: 64 участка в четырех садоводческих товариществах Новосибирского и Первомайского районов попали в зону строительства Восточного обхода.
Ситуация — рабочая
Начальник отдела имущественных отношений ФКУ «Сибуправтодор» Федерального дорожного агентства Игорь Осипов — главный специалист в регионе, который знает все о технологии и подводных камнях выкупа земельных участков под строительство федеральных дорог. Хлопот на этом подготовительном этапе по Восточному обходу больше, чем по Северному, но в целом Игорь Николаевич оценивает ситуацию как «рабочую», а вопрос по первому этапу решенным на 90 — 95 процентов.
— Пока мы не получим официальные документы об изъятии земельных участков для нужд строительства, — говорит Осипов, — а владельцы — полагающиеся им деньги, то рано говорить, что вопрос решен. Сейчас по всем 64 дачным и садовым участкам проведена независимая оценка, и только двое владельцев с ней не согласились. Причем даже не с выкупной ценой — просто они планировали жить в своих дачных домах постоянно. Судя по их нынешней позиции, придется решать вопросы в суде. Это, безусловно, несколько затянет процесс, но мы действуем в полном соответствии с законом — Земельным и Гражданским кодексами, а также приказом Министерства транспорта РФ.
По словам специалиста, в Федеральное дорожное агентство необходимо отправить целый пакет документов по каждому из земельных участков: выписку из реестра, кадастровый паспорт, отчет о независимой оценке земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, заключение о величине убытков для правообладателя. Убытки, в свою очередь, включают затраты на приобретение многолетних растений, транспортные расходы, связанные с переездом, а также услуги риелторов по подбору аналогичной дачи и издержки по ее регистрации.
От слов к делу
Итак, учтено все. Видимо, поэтому особых разногласий и не возникает. Цены за выкуп участков колеблются: в «Ветеране», где только огороды, частично заброшенные, цена за сотку земли составила чуть более десяти тысяч рублей, а там, где на участке есть капитальные дома, придется выплатить и более миллиона рублей. Скоро деньги поступят владельцам участков — в ФУАДе получили реквизиты расчетных счетов большинства из них.
По ходу дела обнаружился дополнительный юридический казус — у девяти участков есть фактические собственники, но нет законных.
— Некоторые граждане, — объяснил Осипов, — в обход учреждений юстиции продали свои дачные участки, оставшись, если следовать букве закона, их владельцами. Некоторые просто уехали из нашей области, кое-кого мы ищем, чтобы решить эту дилемму. Ведь если участок законно не отторгнут у владельца, то строить дорогу на этой земле нельзя.
Впрочем, основные и прогнозируемые уже сегодня трудности возникнут на втором участке обхода (с 1-го по 14-й километр) и на третьем, который по большей части пройдет по территории Искитимского района. Однако, учитывая, что первоначальный проект Восточного обхода разрабатывался в 2004 — 2008 годах, в его окончательной конфигурации еще возможны изменения. Неизменно, и об этом можно сказать уверенно, одно — вторая объездная дорога мегаполиса перешла на новый уровень: от слов — к делу.
КОММЕНТАРИЙ
Николай КОРОЛЬКОВ, директор Агентства независимой оценки «Аргумент»:
— Осмотр дачного участка и составление акта проводится в присутствии представителей ФУАД, руководства садоводческого общества и самого собственника. Если собственник отсутствует на момент осмотра, акт для ознакомления и подписи предоставляется ему в любое удобное время. Документ содержит характеристики участка (площадь, рельеф), описание расположенных на нем строений (строительный объем, материалы конструктивных элементов, состояние), а также оценку степени благоустройства и отметку о наличии многолетних насаждений. По этим данным производят оценку. В отношении земельного участка мы применяем сравнительный подход, ориентируясь на информацию рынка, находящуюся в открытых источниках: Интернете, газетах, базах данных. В отношении строений пользуемся специализированными справочниками, по которым рассчитываем стоимость возведения аналогичного строения в современных ценах, но при этом учитываем и степень износа недвижимого имущества.
Безусловно, приходится сталкиваться с негативом со стороны собственников дачных участков. Он связан не с результатами оценки, а является следствием самой ситуации — людям неприятно, когда в их планы вторгается даже такая важная стройка.
Относительно полученной в результате расчетов выкупной цены могу сказать, что она находится в диапазоне сложившихся цен на сегодняшнем рынке дачных участков. При этом необходимо учитывать, что опубликованное в газетном объявлении ценовое предложение порой оказывается значительно выше, чем конечная стоимость, по которой действительно происходит продажа дачного участка.
СПРАВКА
Первый этап Восточного обхода — участок протяженностью 20 километров с началом на пересечении с трассой Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий (18-й километр). В проекте — современная автомобильная дорога с цементобетонным покрытием, двумя полосами движения в каждом направлении и разделительной полосой с парапетным бетонным ограждением типа «Нью-Джерси», а также семь искусственных сооружений (два моста и пять путепроводов) общей протяженностью 1 189 погонных метров и три транспортных развязки.
Дорога пройдет между населенными пунктами Барышево и Новолуговое и закончится транспортной развязкой на пересечении с автомобильной дорогой Академгородок — Кольцово.
ФАКТ
В зону строительства первого этапа Восточного обхода попали земли четырех садоводческих обществ: «Ветеран» (9 участков), «Сталкер» (2 участка), «Радуга» (24 участка) и «Березка» (29 участков).