USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дачи «ушли» в обход

Виталий ЗЛОДЕЕВ
За свои дачи люди получили достойную цену. Фото Михаила ПЕРМИНА
За свои дачи люди получили достойную цену. Фото Михаила ПЕРМИНА

Несмотря на наступившую зиму, подготовительные работы по реализации проекта строительства Восточного обхода Новосибирска вошли в активную стадию

В четырех садоводческих товариществах Новосибирского и Первомайского районов 64 участка попали в зону строительства Восточного обхода. При этом процесс выкупа земельных участков у населения проходит без скандалов, которыми, к примеру, отметилось строительство третьего моста через Обь. Что происходит за «кулисами» Восточного обхода, мы узнали у непосредственных участников процесса.

В Новосибирскую область из федерального бюджета первые сто миллионов рублей на реализацию проекта строительства Восточного обхода города Новосибирска поступили в августе. Из них 43 миллиона пошли на разработку рабочей документации первого этапа и 57 миллионов рублей — на формирование земельных участков в границах строительства дороги и их выкуп в соответствии с нормами российского законодательства.

В обывательском представлении строительство дороги начинается с укладки первых метров щебня, асфальта или цементобетона, как в случае с федеральными дорогами последнего поколения. Но все начинается гораздо раньше — с идеи и ее поддержки на федеральном уровне, с создания проекта, в котором должны быть максимально проработаны все нюансы. В идеале новая дорога должна быть абсолютно удобной для автомобилистов и в то же время не создавать особых хлопот жителям территорий, по которым она будет проходить.

В этом смысле Северный обход Новосибирска был «легкой» дорогой, так как преимущественно проходил по незаселенным территориям и сельхозугодьям регионального значения. В противовес этому все мы были свидетелями бурных страстей и судебных тяжб вокруг земельных участков, домов и строений, попавших в зону возведения третьего моста через Обь. Первый этап Восточного обхода: 20 километров от трассы на Ленинск-Кузнецкий до дороги Академгородок— Кольцово — также старались «прочертить» так, чтобы по минимуму затронуть жителей, но полностью этого избежать не удалось: 64 участка в четырех садоводческих товариществах Новосибирского и Первомайского районов попали в зону строительства Восточного обхода.

Ситуация — рабочая
Начальник отдела имущественных отношений ФКУ «Сибуправтодор» Федерального дорожного агентства Игорь Осипов — главный специалист в регионе, который знает все о технологии и подводных камнях выкупа земельных участков под строительство федеральных дорог. Хлопот на этом подготовительном этапе по Восточному обходу больше, чем по Северному, но в целом Игорь Николаевич оценивает ситуацию как «рабочую», а вопрос по первому этапу решенным на 90 — 95 процентов.

— Пока мы не получим официальные документы об изъятии земельных участков для нужд строительства, — говорит Осипов, — а владельцы — полагающиеся им деньги, то рано говорить, что вопрос решен. Сейчас по всем 64 дачным и садовым участкам проведена независимая оценка, и только двое владельцев с ней не согласились. Причем даже не с выкупной ценой — просто они планировали жить в своих дачных домах постоянно. Судя по их нынешней позиции, придется решать вопросы в суде. Это, безусловно, несколько затянет процесс, но мы действуем в полном соответствии с законом — Земельным и Гражданским кодексами, а также приказом Министерства транспорта РФ.

По словам специалиста, в Федеральное дорожное агентство необходимо отправить целый пакет документов по каждому из земельных участков: выписку из реестра, кадастровый паспорт, отчет о независимой оценке земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, заключение о величине убытков для правообладателя. Убытки, в свою очередь, включают затраты на приобретение многолетних растений, транспортные расходы, связанные с переездом, а также услуги риелторов по подбору аналогичной дачи и издержки по ее регистрации.

От слов к делу
Итак, учтено все. Видимо, поэтому особых разногласий и не возникает. Цены за выкуп участков колеблются: в «Ветеране», где только огороды, частично заброшенные, цена за сотку земли составила чуть более десяти тысяч рублей, а там, где на участке есть капитальные дома, придется выплатить и более миллиона рублей. Скоро деньги поступят владельцам участков — в ФУАДе получили реквизиты расчетных счетов большинства из них.

По ходу дела обнаружился дополнительный юридический казус — у девяти участков есть фактические собственники, но нет законных.

— Некоторые граждане, — объяснил Осипов, — в обход учреждений юстиции продали свои дачные участки, оставшись, если следовать букве закона, их владельцами. Некоторые просто уехали из нашей области, кое-кого мы ищем, чтобы решить эту дилемму. Ведь если участок законно не отторгнут у владельца, то строить дорогу на этой земле нельзя.

Впрочем, основные и прогнозируемые уже сегодня трудности возникнут на втором участке обхода (с 1-го по 14-й километр) и на третьем, который по большей части пройдет по территории Искитимского района. Однако, учитывая, что первоначальный проект Восточного обхода разрабатывался в 2004 — 2008 годах, в его окончательной конфигурации еще возможны изменения. Неизменно, и об этом можно сказать уверенно, одно — вторая объездная дорога мегаполиса перешла на новый уровень: от слов — к делу.

КОММЕНТАРИЙ
Николай КОРОЛЬКОВ, директор Агентства независимой оценки «Аргумент»:
— Осмотр дачного участка и составление акта проводится в присутствии представителей ФУАД, руководства садоводческого общества и самого собственника. Если собственник отсутствует на момент осмотра, акт для ознакомления и подписи предоставляется ему в любое удобное время. Документ содержит характеристики участка (площадь, рельеф), описание расположенных на нем строений (строительный объем, материалы конструктивных элементов, состояние), а также оценку степени благоустройства и отметку о наличии многолетних насаждений. По этим данным производят оценку. В отношении земельного участка мы применяем сравнительный подход, ориентируясь на информацию рынка, находящуюся в открытых источниках: Интернете, газетах, базах данных. В отношении строений пользуемся специализированными справочниками, по которым рассчитываем стоимость возведения аналогичного строения в современных ценах, но при этом учитываем и степень износа недвижимого имущества.

Безусловно, приходится сталкиваться с негативом со стороны собственников дачных участков. Он связан не с результатами оценки, а является следствием самой ситуации — людям неприятно, когда в их планы вторгается даже такая важная стройка.

Относительно полученной в результате расчетов выкупной цены могу сказать, что она находится в диапазоне сложившихся цен на сегодняшнем рынке дачных участков. При этом необходимо учитывать, что опубликованное в газетном объявлении ценовое предложение порой оказывается значительно выше, чем конечная стоимость, по которой действительно происходит продажа дачного участка.


СПРАВКА
Первый этап Восточного обхода — участок протяженностью 20 километров с началом на пересечении с трассой Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий (18-й километр). В проекте — современная автомобильная дорога с цементобетонным покрытием, двумя полосами движения в каждом направлении и разделительной полосой с парапетным бетонным ограждением типа «Нью-Джерси», а также семь искусственных сооружений (два моста и пять путепроводов) общей протяженностью 1 189 погонных метров и три транспортных развязки.

Дорога пройдет между населенными пунктами Барышево и Новолуговое и закончится транспортной развязкой на пересечении с автомобильной дорогой Академгородок — Кольцово.


ФАКТ
В зону строительства первого этапа Восточного обхода попали земли четырех садоводческих обществ: «Ветеран» (9 участков), «Сталкер» (2 участка), «Радуга» (24 участка) и «Березка» (29 участков).

Фотографии статьи
Северный обход улучшил транспортную ситуацию в регионе. Следующий этап — строительство Восточного. Фото Михаила ПЕРМИНА