Почему чиновник для истории ценен
Найти оптимальное соотношение между личными интересами предпринимателей и общественными нуждами — это и есть повседневная работа государственных служащих в строительстве рыночной экономики
Как и кого считать бедными? Почему и зачем реальная жизнь исправляет статистику? На эти и другие темы размышляет профессор, доктор экономических наук Владимир БАЛИКОЕВ.
Экономика России — книга загадок
— Владимир Заурбекович, для вас экономика России — открытая книга, для нас — книга загадок. Вот лишь один вопрос, связанный с бедностью. Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета заявил, что в России за чертой бедности живут 13 % населения — 18 миллионов человек. И в то же время ряд косвенных признаков говорит несколько о другом. Интернет — не самое дешевое развлечение — развивается в России беспрецедентными темпами. Посмотрим в окно: дворы, обочины и гаражи забиты автомобилями — статистика подтверждает, что авторынок страны тоже в числе первых среди мировых «прилавков». Как и кто считает?
— Статистика предоставляет сведения по унифицированным методикам, которые зачастую не дают ту картину жизни, которая необходима для реальной работы по ее улучшению.
Для анализа нам, экономистам, очень важно, каково содержание данных статистики. В частности, структура населения, отнесенного к бедному. Так, в США это на 90 процентов гастарбайтеры, те, кого они называют «латинос». А из десяти оставшихся процентов (если их принять за сто процентов), которые приходятся на коренное население, всего шесть процентов пенсионеров и только 2,6 процента — работающие. У нас же в общей массе бедных — 80 процентов работающих.
Думаю, что этот фактор беспокоит президента, и он подает сигнал чиновникам о необходимости решать проблему.
— Возможно ли быстрое решение проблемы бедности?
— Часто говорят о том, что рост зарплат вызовет всплеск инфляции. Это неверно. Факт: в Новосибирской области минимальная зарплата бюджетника — 7 200 рублей, это гораздо выше, чем в стране — 6 400. Инфляция при этом у нас остается в пределах установленной нормы. Уровень производительности труда в стране и у нас, например, в Новосибирске довольно высок, и на этом фоне экономика «не заметит» даже значительного роста доходов. Зато даст импульс более интенсивному ее развитию. Сейчас удельный вес зарплаты в издержках производства по РФ всего 22 процента, в то время как в развитых странах — 66 процентов.
— Но у нас часто говорят, что от удвоения зарплат работа вдвое лучше не выполняется. А ускорение оборота денег Госдума решила обеспечить другим путем: принять законопроект о еженедельной выплате зарплаты.
— Конечно, это даст эффект, но не столь существенный. Согласен и с тем, что проблема отношения к труду у нас в стране есть. Не удивлю ваших читателей, если скажу, что роль религии в экономике невозможно переоценить. Особенно на этапе становления разных конфессий. Еще Макс Вебер доказал, что протестантская этика создала рыночную экономику. Католики трактуют слова Бога, изгнавшего Адама из рая, как благословение «зарабатывать хлеб в поте лица своего». «Угодное» Богу богатство, собственность — священны и неприкосновенны. Отсюда и формула власти: предприимчивый человек нажил честным трудом состояние, «заплатил» за должность — это убедительный фактор, что он сможет работать эффективно и для общества. К власти приходят от собственности.
У нас все наоборот. Изначально православие настраивает на то, что «блаженны нищие», а на должности государь «помещал» (отсюда — и помещики, которых помещали на земли) чиновников. Их «кормление» было делом общины (города, села). Гоголевский городовой не брал взятки, как нам объясняли в школе, он просто размещал среди местной знати «оплату» для организации достойной встречи «ревизора». Чиновник не получал из бюджета денег, у него для личного обогащения были другие инструменты. Вот с тех давних пор у нас перевернутая формула: из власти — в бизнес.
На уровне народа соответствующие формулы: католики молятся, чтобы трудиться, православные трудятся, чтобы молиться, а протестанты считают, что труд и есть молитва.
Кому нужна поддержка
— Получается, что люди и не стремятся вырваться за черту бедности?
— На психологическом и даже генетическом уровне у нас сформировано сомнительное отношение к богатству, предпринимательству. Тем более что и понятие бедности действительно страдает относительностью: у нас много земли, других ресурсов (сады, рыбная ловля, охота), обладая которыми по сути человек может жить так, как ему нравится, не преодолевая трудности рынка и не встраиваясь в него.
— Татьяна Заславская в свое время сформулировала семь свойств русского национального характера, причем не тех, которыми стоит гордиться. В их числе «предпочтение сильного государства».
— Многие свойства народа обусловлены той ролью государства, которое сформировалось еще с Московского царства. Огромная территория, населенная почти двумястами народностями с разными уровнями развития и культуры — все это объективно способствовало созданию мощного централизованного государства с непоколебимой верой в справедливость первого лица.
В этом изначально состояло отличие между странами, расположенными к западу от нас, где было больше условий для самодеятельности, самоорганизации, самоуправления, и нами. И до сих пор мы готовы мириться с социальной иерархией, диктующей доминирование отношений господства — подчинения. Потому и прорывные, исторически значимые, прогрессивные достижения России связаны с «сильной рукой» Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Великой, Иосифа Сталина.
И как только к власти приходил слабый руководитель, страна несла колоссальные потери. Поразительно и, возможно, непонятно будет для будущего историка: развал Российской империи, СССР, потеря Россией мирового лидерства в ряде сфер — все это произошло не в результате каких-то разрушительных катаклизмов, кровавых войн, а лишь из-за ослабления власти.
Статистика не должна убаюкивать
— Получается, что качество чиновника — это и есть качество истории?
— Этот вопрос возвращает нас к началу разговора. У великих диктаторов была одна замечательная черта: они проявляли демократичность в подборе кадров, опираясь на профессионально-квалификационный подход. Грозный обрушил институт бояр, создал новые прогрессивные сословия, а госслужащих набирал из дьяков, грамотных крестьян. А главные чиновники Петра Первого? Меньшиков был торговцем пирожками, а Ягужинский свинопасом...
Сейчас, конечно, другие требования и регуляторы. Один из них — грамотная статистика, которая должна будить чиновника. Поэтому считаю, что показателем уровня жизни должны быть не доходы, не прожиточный минимум, который у нас за 12 лет вырос в четыре раза — такого темпа нет ни в одной стране мира. Куда важнее, например, показатель доли затрат на продовольствие. В развитых странах — в пределах десяти процентов. Треть россиян на эти цели отдает половину доходов.
— Давайте посмотрим на мусорные баки, где половина половины этих трат остается. В России что ни цифра, то лукавая.
— Согласен, но даже при этом ее свойстве она не создаст эффекта эйфории в чиновной среде. И таких значимых, «говорящих» показателей можно назвать немало.
Возвращаясь к теме качества чиновников, приведу такие данные. В среднем на тысячу занятых в экономике России приходится 11 чиновников. В Новосибирской области — 13. А вот в Чечне и Дагестане — по 74, Ингушетии и Чукотке — еще больше. Причем это страшно дотируемые регионы, в то время как Новосибирская область, по свидетельству одного из научных руководителей Высшей школы экономики профессора Евгения Ясина, доказала свою способность к развитию без привлечения существенных федеральных инвестиций. Это им было сказано нынешним летом во время посещения Новосибирска. Можно добавить еще один факт: наш регион четвертый год подряд удерживает первое место в России по созданию наиболее благоприятных условий для бизнеса. Но у нас и это не дает права закрыть глаза на проблемы. Когда сообщили, что в области 57 организаций разного уровня, которые поддерживают предпринимательство, губернатор Василий Юрченко отозвался о структуре расходов на эту поддержку: 75 процентов средств уходит на организационные траты.
Найти оптимальное соотношение между личными интересами предпринимателей и общественными нуждами — это и есть повседневная работа чиновников в строительстве рыночной экономики. И для этого нужны жесткие оценки ее состояния, грамотные прогнозы, выстроенные приоритеты. И главный из них — люди, их позитивный настрой.
СПРАВКА
Владимир БАЛИКОЕВ, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования за 1996 год. Подготовил и издал 14 учебников, 4 монографии и более 200 научно-исследовательских и учебно-методических работ.
ЦИФРА
В Новосибирской области на тысячу занятых в экономике приходится 13 чиновников (к примеру, в Чечне и Дагестане — по 74)