Диагноз для врача
Каждый в течение жизни не однажды выступает в роли пациента. Все мы надеемся встретить опытного, доброжелательного доктора
В системе здравоохранения заметны явные перемены: ремонтируют и оснащают больницы, пересматривают принципы оплаты труда. Но меняется ли образ главного героя этой системы — врача? Только ленивый не бросил сегодня камень в практическую отечественную медицину: каждый конкретный случай невнимания, недолечения, того хуже — летальный исход становятся аргументом на тему «как все у нас плохо».
Своим мнением о месте и роли врача в современном обществе поделились известные представители профессии: директор Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (ННИИТО) Михаил Садовой, заместитель директора новосибирского медицинского колледжа Валентина Малиновская и главный врач госпиталя № 2 ветеранов войн Людмила Канунникова.
Как считает Людмила Канунникова, люди в медицину шли всегда, невзирая на то, что заработная плата была невысока. Сейчас ситуация меняется:
— Средняя зарплата наших специалистов, работающих по федеральным стандартам, поднялась с 20 до 47 тысяч рублей. На амбулаторном этапе она выросла с 18 до 32 тысяч, — приводит пример Людмила Ивановна.
Но не только зарплата привлекает людей в профессию. Например, в ННИИТО на каждое место претендуют два-три человека. По словам Михаила Садового, клиники подобного уровня дают возможность профессионального и карьерного роста.
— Наличие квот, которые составляют 93 процента от бюджета института, позволяет прогнозировать полную загруженность каждого хирурга: у нас в институте проводится от 30 до 50 операций ежедневно, от 200 до 250 — в год. Наши специалисты не только прилично зарабатывают, но имеют возможность заниматься научной работой, учиться в лучших клиниках мира.
Конечно, опыт такого крупного федерального центра, как Институт травматологии и ортопедии, многие назовут уникальным. Дескать, стоит ли в пример приводить одну клинику? Однако Новосибирску в этом смысле повезло: у нас достаточно медицинских центров, оказывающих современную высокотехнологичную помощь. Значит, для молодых медиков открыты социальные и карьерные перспективы. Причем не только для врачей.
— Молодежь, которая получает среднее медицинское образование, осознанно выбирает специальности, востребованные в медицине высоких технологий, — подтверждает Валентина Малиновская. — Им интересно работать там, где есть возможность качественно повышать профессиональный уровень. У нас много желающих трудиться в ННИИТО: там средний медперсонал совершенствует свою квалификацию непосредственно на рабочих местах. Есть у нас заказ и на подготовку 40 специалистов для нового федерального центра нейрохирургии.
Но, конечно, не все так радужно в нашей медицине. Врач остается врачом не только в передовых центрах, но и в рядовых поликлиниках, ФАПах. И здесь его знания, опыт и просто человеческое отношение нужны больному ничуть не меньше. Однако зачастую пациенты и врачи оказываются по разные стороны баррикад. Не отпугивают ли молодежь постоянные судебные иски?
По мнению Людмилы Канунниковой, проблема взаимоотношений доктора и больного весьма многогранна.
— Закон об обязательном медицинском страховании расширил права пациента, дав возможность раз в год выбирать участкового врача и лечебное учреждение, — рассуждает она, — и поставил в затруднительное положение докторов: ведь нагрузки постоянно растут. Это не может не отразиться на качестве лечения, соответственно, увеличивается поток жалоб.
К сожалению, как подчеркивают специалисты, не всегда обоснованных.
— За последние месяцы медицинскими организациями выиграно 11 гражданских дел, в которых не нашли ни состава, ни события преступления, — продолжает Людмила Канунникова. — Часто прецеденты инициируют юридические фирмы, которые строят на этом бизнес. Возможно, этот аспект заставляет молодых людей, получивших диплом врача, устраиваться консультантами в коммерческие организации. Сейчас разрабатываются федеральные медицинские стандарты оказания медицинской помощи. Когда они будут внедрены повсеместно, можно будет справедливо решать спорные вопросы даже на досудебном уровне.
Медицинские стандарты и технологии действительно меняются, а вместе с ними не могут не трансформироваться и отношения в системе «доктор — пациент». Хочется надеяться, что эти перемены приведут к лучшему.
ЦИФРА
Более чем в два раза выросло в этом году количество новосибирцев, записавшихся на прием к врачу в поликлинике через Интернет. Услугами Сети воспользовались 64 300 горожан.