Меняем форму ради содержания
Реформа государственной службы — приоритетное направление государственного строительства. Ее совершенствование идет в рамках федеральной программы на 2009 — 2013 годы
Новосибирская область не раз становилась лидером ряда направлений реформирования и местом осуществления пилотных проектов. В том числе и в проведении административной реформы. Как она проходит?
Первым труднее
В регионе с декабря 2008 года активно реализуется концепция предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Тогда был запущен пилотный проект по созданию многофункционального центра (МФЦ) в городе Обь, где многие услуги различных органов исполнительной власти и государственных учреждений, часто расположенных далеко друг от друга, стало возможно получить в одном месте. Проект оказался успешным, и уже через год в Новосибирске был открыт крупнейший за Уралом МФЦ. С тех пор во многих районах работают стационарные МФЦ, а где их нет, население будут обслуживать мобильные МФЦ.
Пионером Новосибирская область зарекомендовала себя и при реализации 131-го Закона «Об общих принципах местного самоуправления». Он вступал в силу только с 2006 года, но в нашей области муниципальные образования фактически работали по новому законодательству с 2005 года. Инициатором этой огромной работы был в то время председатель Новосибирского областного Совета депутатов Виктор Леонов. Вспоминая об этом времени, Виктор Васильевич говорил, что к нам приезжали десятки представителей других регионов за опытом. Ведь нужно было провести большую работу по разграничению собственности, предметов ведения и по формированию для всех 460 муниципальных образований самостоятельных бюджетов. Бюджетный рубль тогда как сканер «просветил», насколько профессионально состоятельными оказались чиновники на местах. В самых маленьких поселениях им пришлось самостоятельно распоряжаться деньгами, сообразуясь с нуждами населения. Новосибирская область снискала звание «полигона» для отработки перехода всей Российской Федерации на новую систему местного самоуправления.
И сегодня наша область претендует оставаться экспериментальной площадкой в реформировании властных структур. В Новосибирске из трех районов создается один Центральный округ, с последующим сокращением бюрократического аппарата. Примерно тем же путем недавно пошли и в Карасукском районе, сформировав одну администрацию для двух муниципальных образований — города и района.
Если за идеей нет ничего
Председатель комитета по государственному строительству и уставному законодательству Совета депутатов Новосибирска Андрей Гудовский, оценивая административную реформу, сказал:
— Решение по объединению трех районов в Центральный округ абсолютно целесообразно, цели ясны и легко объяснимы любому горожанину. Это настолько очевидно, что не требует никакого дополнительного пиара. Чего не скажешь о недавно высказанной идее образования нового Академического района с последующим созданием нового муниципалитета. Я не представляю, кто от этого выигрывает? Не вижу целесообразности в таких переменах. Мне непонятно, почему инициаторы идеи считают, что федеральное финансирование — случись такое «отделение» СО РАН от городского бюджета — будет более эффективным? Ничего плохого не хочу сказать о том, насколько справедливо распределение бюджетных средств по Российской Федерации, но, как говорится, до царя далеко, до неба высоко. Здесь, на месте, к «академикам» власть прислушивается, с учетом их мнения обсуждаются все нужды Академгородка, решаются все социальные вопросы. И я не уверен, что в таком формате возможен диалог на федеральном уровне.
Кстати, когда об этой идее узнал один из выпускников Новосибирского государственного университета, ныне работающий в «высшей лиге» топ-менеджмента области, он очень удивился:
— Я жил и работал долгое время в Академгородке. Высоко ценю научный потенциал всех, кто там трудится, но управленческий функционал даже в студенческие годы вызывал много вопросов. Тридцать лет не могли решить вопрос по землеотводу под общежитие НГУ, а теперь кто-то хочет провести радикальную реформу по административному делению. Такое впечатление, что за этой идеей нет ничего, кроме самой идеи. Чтобы ее реализовать, нужна команда крепких, качественных бюрократов в самом лучшем смысле этого слова. А этой категории служащих в России всегда был дефицит. А деньги? Затраты просто сумасшедшие. Все документы: договоры, налоговую отчетность, учредительные уставы и прочее, прочее — нужно менять.
Соизмерение цели и средств
Удивительно, конечно, что в научной среде стали забывать принципы соизмерения затрат и результатов оптимального планирования. Впрочем, «глас народа» на сайте Академ.инфо возвращает нас к реальности. Читатель под ником aspopov в своем комментарии пишет:
— Отделиться в пределах полномочий властей Новосибирска и СО РАН даже теоретически не получится. Есть такой федеральный закон — «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так вот, поскольку Советский район входит в состав муниципального образования — Новосибирска, для отделения его территории как объекта муниципальной собственности необходимо проведение общемуниципального референдума. И слону понятно, что даже если в Советском районе проголосуют, как надо СО РАН, в городе проголосуют диаметрально противоположно, а их — больше. Создать новое административное образование — Академгородок — можно только в рамках действующих норм (тот же наукоград), причем нужен федеральный закон «Об образовании Академгородка», там надо прописать все его полномочия, систему управления, в том числе имуществом и земельными ресурсами, подчиненности, бюджетные отношения и т. д. Удивительно, что депутаты Люлько и Ляхов (они обратились в прессу с письмом о «разделении». — Ред.), местные законодатели, не знают таких прописных вещей и базового закона, по которому действуют как депутаты местного самоуправления. В любом случае все это многословие и многославие бесполезно, так как СО РАН точно не хочет статус наукограда. А хочет резервацию, в которой будет заправлять всем, но отвечал за это всё чтобы по-прежнему город.
Какой можно сделать вывод? Реформистские решения не должны приниматься лишь ради реформы. Административная реформа, проводимая на территории Новосибирской области, вполне укладывается в русло общероссийского тренда и обусловлена либо законодательными актами, либо заботами местной власти, нацеленной на экономию бюджетных средств.
МНЕНИЯ ПЕРВЫХ ЛИЦ
История — союзник здравого смысла
Превращение Советского района в отдельный Академический район не способно изменить существующее положение дел, считает мэр Новосибирска Владимир Городецкий:
— Не вижу смысла разделять уже существующий и успешно развивающийся район. Что это даст? Что мешает развивать Академгородок в том виде, в котором он существует сейчас? А вот в корне менять содержание под название — это интересная идея, над которой нужно подумать.
Мэр также сообщил, что сейчас ведется работа над проектом по созданию комплексного центра научных технологий на базе Советского района.
Когда журналисты новосибирских СМИ попросили губернатора Василия Юрченко прокомментировать инициативу выделения Академгородка
в отдельный район города, он высказал такое мнение:
— Советский район — не очень большой по численности населения, и разбивать его на два района, считаю, нецелесообразно. Кроме этого, сегодня город и область вкладывают значительно больше средств в развитие Советского района, чем получают. Самостоятельно Академгородок не проживет на тот налоговый потенциал, который у него есть. Считаю, что сегодня все ресурсы, весь потенциал, который есть в этом районе, в том числе и налоговый, должны быть направлены на развитие инфраструктуры, создание условий для комфортного проживания граждан. Только консолидировав усилия, мы можем решать серьезные задачи, реализовывать масштабные программы. И история самого Академгородка
построена по тому же принципу — были консолидированы ресурсы, созданы определенные условия.