USD 79.1703 EUR 90.3954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Школьные погружения Маслянино

Татьяна РЕШКЕ
На занятиях дети познают мир. Фото Аркадия УВАРОВА
На занятиях дети познают мир. Фото Аркадия УВАРОВА

Сельские педагоги убеждены: искорку в учебный процесс привносят занятия в кружках

Качество знаний, которые получают ученики школ в районах, — с помощью каких параметров можно его оценить? Рассуждая об этом, отмечают педагоги, важно все: не только цифры и баллы, но и мнения учителей и учеников, родителей и психологов. Обобщая опыт педагогов, можно сложить картинку современной сельской школы.

Директор маслянинской школы № 1 Ирина Деревнина пояснила, что сегодня в общеобразовательном учреждении обучаются более семисот детей и подростков. По сравнению с прошлым годом количество учеников заметно возросло: за парты уселись 87 первоклашек, и начальное звено практически сравнялось со средним. Такого наплыва давно уже не наблюдалось.

В школе все должно быть прекрасно
Как добиться, чтобы жажда знаний, характерная для новобранцев-первоклассников, с течением лет не угасала? Каждый учитель решает эту задачу по-своему. Маслянинские педагоги убеждены: искорку в учебный процесс привносят занятия в кружках. Во внеурочное время каждый ученик школы может найти занятие по вкусу, будь то рисование, лепка или «глубокое погружение» в микромир.

Еще одно правило: в школе все должно быть прекрасно — и классные комнаты, и столовая, и двор, и газон во дворе. А значит, украшение школы — дело всех и каждого.

— Осенью на занятиях трудовой практики мы разделились на группы, — рассказывают семиклассники Костя и Полина. — Кто-то поливал огород, кто-то за цветами ухаживал. На уроках сельхозтруда помогали собирать капусту, морковку, свеклу, картошку. Нам сказали, что овощи пойдут в школьную столовую.

Осенние сельхозтруды прошли не даром. Чтобы оценить их результат, достаточно попробовать блюда школьной столовой или прогуляться во дворе, в котором стоит «Заколдованный замок» и растет «Денежное дерево».

— Место, где у нас проводится линейка, — самое красивое в школе, — вступают в разговор Соня и Настя. — Хотя есть и другие красивые, интересные места — компьютерный зал, библиотека...

Кстати, интерес ребят к библиотеке — очень показательный момент: ведь по традиции именно на базе книжных собраний возникали самые знаменитые, «продвинутые» учебные заведения. А поскольку в XXI веке читателю доступен не только бумажный, но и электронный вариант книги, компьютерный класс по праву занимает особое место в школе.

В маслянинской школе № 1 есть кабинет, где школьники занимаются дыхательной гимнастикой, отдыхая от книг и мониторов. Такой кабинет имеется далеко не в каждой школе областного центра.

К точным наукам — тонкий подход
Чтобы процесс обучения математике шел эффективнее, в средних классах школы третий год работает муниципальная площадка по обучению детей математике на основе дифференциации. Суть в том, что детям предлагается выполнить разноуровневые диагностические контрольные работы. В результате формируется несколько групп.

— Принцип в том, что программу должны усвоить все, но учить детей нужно по-разному, — подчеркивает директор Ирина Алексеевна. — Один ребенок усваивает тему за три часа, а другому требуется пять часов. Учителя, преподающие в разных группах, работают по одному учебнику, составляют синхронные программы. В результате необходимый объем знаний усваивают все, а ребята, склонные к математике, получают дополнительные знания. Отметим, что система очень гибкая: в конце каждой четверти мы собираем консилиумы с участием учителей математики, классных руководителей, психологов. Советуемся, кого из ребят нужно перевести из одной группы в другую, если видны «подвижки».

Добавим, что дифференцированное обучение пришло в Маслянино из Сузуна, где располагалась экспериментальная площадка областного значения.

Кто в кого превращается?
Среди уроков, которые школьники посещают с наибольшим энтузиазмом, — междисциплинарное обучение (МДО).

— Дети учатся работать в группах, познают окружающий мир, расширяют кругозор, рисуют, читают, анализируют тексты, отстаивают свое мнение, — поясняет учитель Ирина Корниенко. — А темы бывают разные. Например — «изменения», «влияния», «превращения». Ученики получают задание нарисовать это явление — вспомнить, где его можно наблюдать в мире людей, животных или растений. Умение рассуждать — это то, чего школьникам зачастую не хватает. Учебные предметы не дают времени поговорить с ребенком, пообщаться.

Навыки общения, работы в команде прививаются не только на уроках МДО, но и в спортивном классе. В активе школы — победа в отборочном конкурсе на создание специализированных спортклассов для одаренных детей, объявленном министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Лыжи и баскетбол закаляют характер, оттачивают лидерские качества — отмечают учителя-маслянинцы.

— Конечно, есть у нашей школы и свои проблемы, — говорит директор. — Классы построены еще в 1974 году. Хотелось бы иметь территорию побольше, сделать игровые комнаты, но пока негде.

Впрочем, и на базе того, что есть, удалось получить неплохой результат. В текущем году 79 процентов выпускников школы № 1 поступили в вузы — пошли в медицину, геодезию, сельское хозяйство. И учителя говорят о вчерашних питомцах с гордостью и надеждой, ведь востребованность выпускников — это самое главное.

СПРАВКА
В общеобразовательных школах Маслянинского района обучаются три тысячи человек. В рамках реализации национального проекта «Образование» все школы подключены к высокоскоростному Интернету, ряд школ получил средства на оснащение современным оборудованием. Ежегодно приобретается компьютерная техника: компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски.

Фотографии статьи
Особая гордость Маслянинского района — реализация малозатратных дизайнерских проектов. Среди них — «Заколдованный замок» и «Денежное дерево» при школе № 1, которые стали настоящим украшением школьной территории. Фото Аркадия УВАРОВА