Александр МАЛЫШЕВ: «Кто поставит цель?»
Насколько проводимые в стране социальные и политические реформы могут изменить нашу жизнь? Что нужно вписать в политическую повестку дня? На эти и другие вопросы отвечает наш собеседник — заведующий кафедрой политических наук и технологий Сибирского института управления — филиала Президентской Академии РФ Александр МАЛЫШЕВ.
Кого волнует «буря в стакане воды»
— Александр Юрьевич, к чему могут привести нынешние уличные «бури в стакане воды»? Почему вообще они происходят?
— Они могут дестабилизировать общественное сознание, и происходит это вследствие отсутствия общенациональной цели. Не скажу, что идея построения коммунизма, которой воодушевлялся народ 73 года, была идеальным примером. Но властью была названа цель и поддерживалось стремление к ее достижению.
— Вы считаете, что люди всерьез верили в это?
— Высокоидейных было мало, конечно. Большинство представляло коммунизм неким обществом благополучия, где все есть и бесплатно. Предпринимались попытки детализации этого благополучия. Горбачев, например, обещал каждой семье благоустроенную квартиру…
В США национальная идея сформулирована как великая американская мечта — общество равных возможностей, где любой может добиться успеха, стать миллионером или президентом, получить Нобелевскую премию или попасть в Книгу рекордов Гиннесса как чемпион по числу съеденных гамбургеров…
Следует подчеркнуть, что любая общенациональная цель, которая взывает к лучшим устремлениям и чувствам всех членов общества, служит его сплочению.
Попытки российской власти сформулировать какие-либо цели — будь то удвоение ВВП или инновационное развитие — не находят адекватного отклика в обществе, не будят чувств и мыслей в общенациональном масштабе. В итоге широкое распространение общественной апатии, как говорят социологи — анемии. И общее падение нравов.
Недавняя «картинка» на телевидении: пьяная девушка насмерть сбила несколько человек, и ее максимальная реакция — «sorry» и равнодушие к случившемуся в глазах. Мат в общественных местах, на улице стал нормой. И это не патология отдельных людей, это признаки общественной деградации.
— Насколько, на ваш взгляд, ощутимы процессы «колебания умов» в Новосибирской области?
— В Сибири вообще и в Новосибирске в частности много факторов, сдерживающих этот негативный процесс. Высокий уровень культуры региона, большое количество образованных людей — это важно для создания атмосферы в общественной жизни. Кроме того, у нас есть возможности для самореализации, разрыв в доходах не столь вопиющ, как, допустим, в Москве — все это противостоит депрессивной тенденции. Если бы еще при этом государство не создавало новых «норм», снижающих планки требований, то, думаю, позитивные настроения значительно превалировали бы.
Великая миссия образования
— Как вы считаете, какая из заявленных реформ в стране особенно важна?
— Реформа образования. Раньше в вузе обучали пять лет. Сейчас — четыре года, и выпускник получает диплом о высшем образовании. Сокращение на 20 процентов учебного времени осуществляется за счет дисциплин, признанных министерством ненужными. Зачем бухгалтеру литература и философия? Но ведь общеизвестно, что образование — это не просто сумма знаний, навыков и умений. Этому опытный «кузьмич» ученика и за три месяца обучит. Высшая школа учит не только и не столько профессии, она добивается изменения содержания души настолько, чтобы уже на уровне естества человек не позволял себе каких-то неблаговидных поступков, неблагородных мыслей. Это всегда было великой нравственной миссией образовательного процесса.
Дефицит такого качества образования налицо, не говоря уж о подготовке качественных специалистов. И это мы уже ощущаем практически во всех сферах — даже там, где были мировыми лидерами. Так, на мировом рынке космических услуг доля России всего 0,3 процента, и ставится задача довести ее до десяти. А ведь мы — великая космическая держава, звездный первопроходец!
Всемирный банк в своем последнем докладе по России констатирует, что экономическое развитие страны тормозится острой нехваткой квалифицированных кадров.
Критика реформы образования идет не только от преподавателей вузов, но и групп общественности. Ссылки министерства на то, что, внедряя Болонскую систему образования, мы идем по пути благополучного Запада, лукавы. В подражании Западу я бы выбрал не формальное внедрение стандартов образования, а в целом его подходы к обеспечению качества жизни.
Общество посылает сигналы
— Есть отличие между тем, как реализуется концепция повышения качества жизни в нашей стране и в Европе?
— Безусловно. У нас только говорят о человеческом капитале, но почти не создают его. Причина в том, что отдача от вложенных в здоровье, образование, благополучие ребенка средств будет получена нескоро — через 15 — 20 лет, когда он станет взрослым. И общество требует от государства преемственности политики власти, чего так недостает в нашей системе управления.
Разность в подходах к качеству жизни видна в системе здравоохранения. Закупается новое медицинское оборудование, строятся больничные корпуса, но доктора получают низкие зарплаты, мало внимания уделяют самой важной своей роли — профилактической. Система здравоохранения, с моей точки зрения, призвана не столько лечить, сколько предупреждать болезни, бороться за то, чтобы женщины были настолько здоровы, чтобы исключить рождение изначально травмированных детей. Если не решить эту общегосударственную задачу, мы не избавимся от всевозможных отклонений в умственном и физическом развитии, которые и приводят к половым извращениям, немотивированной агрессии по отношению к близким, сослуживцам, к суицидам. Рост этих отклонений — не столько признак времени, «разнузданной демократии», это — следствие нарушений естественных биологических и общественных процессов развития, препятствующих деградации.
— От какого «блага цивилизации», вы считаете, стоит отказаться в первую очередь и почему?
— От идеи политкорректности. Как и многие, она доведена до абсурда, когда любая миноритарная группа имеет право вести себя как избалованные дети, навязывая общественному большинству свои представления об устройстве мира, семьи, личности, диктовать логику поведения. Сюда я отношу и гей-парады, и выходки феминисток, и агрессию отдельных представителей мусульманских течений, национальных групп. Социологи отмечают: чем меньше такая группа, тем более активно она будет доказывать миру правоту своих воззрений на устройство этого мира и неадекватно — значительное свое место в нем. И все это при попустительстве власти. Последний пример — власти Брюсселя отказались от установления в центре города новогодней елки из опасения, что это оскорбит чувства мусульман.
Тут можно провести параллель с принципами японской системы воспитания детей: до шести лет ребенок — твой царь, с шести до двенадцати — твой слуга, после двенадцати — твой друг. Если после шести лет вы все еще будете видеть в нем царя — быть беде, ведь его разум еще не сформирован, он только ищет свою правду и очень нуждается в том, чему, в частности, учили меня мои родители и все, кто желает своим детям добра: «Не учись дурному».
Здоровая часть общества посылает в верхние слои власти сигналы неблагополучия, там должны услышать и реализовать все разумное, направленное на благоустройство общества.
О ЛИЧНОМ
— Какой период истории России вы бы выбрали для собственной жизни, будь такая возможность?
— Время, в котором я живу. Как писал Александр Кушнер, «времена не выбирают, в них живут и умирают».
— Если в длительное путешествие можно взять три книги, то какие выбрали бы вы?
— Наверное, книги братьев Стругацких. Они всегда многоуровневы — слой приключений тела, слой приключений духа, философские размышления, смелые до ослепительности прогнозы будущего и тревожные предупреждения об угрозах, встающих перед человечеством. Они во многом сформировали мое мировоззрение.
ФАКТ
С 1998 года ВВП России вырос почти на 85 %, покупательская способность населения выросла в разы, Россия стала самым большим автомобильным рынком Европы