Техника безопасности, написанная кровью
В регионе аттестацию рабочих мест провели лишь 7 — 8 процентов работодателей
Практически каждый день в нашей области происходят несчастные случаи на производстве, которые зачастую приводят к трагическим последствиям. Причем виноваты бывают как сами сотрудники, пренебрегающие техникой безопасности, так и работодатели, которые, мягко говоря, невнимательно относятся к аттестации рабочих мест, которую они обязаны проводить по закону.
Четыре класса вредности
Одна из статей Трудового кодекса РФ гласит: работодатель обязан предоставить работнику здоровые и безопасные условия труда. Для того чтобы определить, насколько рабочие места отвечают прописанным в законе требованиям, и проводится их аттестация. Установлены специальные нормы по освещенности, загазованности, уровню шума и целому ряду других параметров. Как правило, аттестацией рабочих мест занимаются специальные организации, имеющие аккредитацию Министерства труда и соцзащиты РФ. Специалисты выезжают на место, проводят необходимые замеры и сравнивают полученные значения с установленными.
— Все рабочие места подразделяются на четыре класса, чем выше класс, тем больше опасность, — рассказывает руководитель Государственной инспекции труда Новосибирской области Владимир Тодер. — Если говорить коротко, то к первому классу относятся те рабочие места, где вредные факторы отсутствуют полностью, ко второму — те из них, где они имеются, но не превышают установленных норм. К третьему классу относятся места с вредными условиями труда. Причем эта вредность имеет четыре степени: выше степень — больше опасность. Наконец, к четвертому классу относятся рабочие места с опасными и экстремальными условиями труда. Объясню, чтобы было понятно: когда спасатель направляется в эпицентр катастрофы, с ним может произойти все что угодно, несмотря на то, что он хорошо подготовлен и экипирован соответствующим образом. Вот это и есть опасные и экстремальные условия труда.
Недобросовестных больше
По словам Владимира Тодера, аттестация рабочих мест должна проводиться там, где происходит рабочий процесс, то есть не только на заводах и стройплощадках, но и в офисах, магазинах, больницах, детских садах... Причем порой случается так, что условия труда в офисе более вредные, чем на заводе. Согласно установленным нормам, на одно рабочее место, оснащенное компьютером с жидкокристаллическим монитором, должно приходиться не менее 4,5 квадратных метра площади. Но ни для кого не является тайной, что зачастую работодатели, экономя на аренде, втискивают в десятиметровую каморку по 3 —4 рабочих стола. Нетрудно догадаться, что электромагнитное излучение там гораздо выше установленных норм. Понятно, что такие работодатели не спешат проводить аттестацию.
— Я с сожалением вынужден констатировать, что недобросовестных работодателей у нас гораздо больше, чем порядочных, — отмечает Тодер. — Из всех хозяйствующих субъектов на территории Новосибирской области аттестацию провели 7 — 8 процентов. Цикл ее проведения — 5 лет. Другими словами, предприятию дается пятилетний срок на проведение оценки условий труда.
Кстати, такая оценка — удовольствие не из дешевых. По словам руководителя инспекции труда, стоимость аттестации одного рабочего места начинается от 2 тысяч рублей. Естественно, чем больше замеров приходится делать и анализировать, тем выше цена. Но бывают и коллективные рабочие места, скажем, на заводе, где люди работают посменно.
Опаснее всего стройка
С точки зрения Владимира Тодера, аттестация полезна в первую очередь тем, что она позволяет выявить недостатки и оперативно устранить их. Но, с другой стороны, если это в силу объективных причин не представляется возможным, то работодатель обязан компенсировать сотруднику вред, который наносится его здоровью. Это могут быть денежные доплаты, дополнительные отпуска, индивидуальные средства защиты и даже пресловутое молоко, которое получают работники вредных производств. Нежелание платить за вредность порой удерживает руководство предприятий от проведения аттестации.
Между тем за 10 месяцев нынешнего года на территории Новосибирской области тяжелые травмы на работе получили 87 человек, из них 29 погибли. А в 90-е годы прошлого века на предприятиях области в год гибли по 100 человек и больше. Если же говорить о статистике в разных отраслях, то самой опасной сферой является строительство — с января по октябрь 2012 года на стройплощадках области погибли 14 человек. Пятеро погибших работали в сельском хозяйстве, еще пятеро — в сфере производства электричества, воды и газа.
Иногда виноватыми бывают сами работники, которые пренебрегают правилами техники безопасности, про которые, как и про воинский устав, можно сказать, что они писаны кровью. Простой пример: начальник участка одной из строек, который был без каски (грубейшее нарушение ТБ!), прошел по площадке по неправильному маршруту, оступился, упал и разбился насмерть. Кто виноват? Или другой пример: человек полез в колодец сантехнического коллектора без индивидуального средства защиты и без страховки, а там скопились вредные газы. Видя, что напарник не отвечает, в колодец полез второй, его постигла та же участь. Несчастье произошло из-за несоблюдения правил техники безопасности. Но, к сожалению, есть немало обратных примеров, где сотрудники пострадали по вине работодателя. Более того: бывает, что руководство предприятия пытается скрыть несчастные случаи.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Роман ДРОНОВ, заместитель начальника Новосибирского метрополитена:
— Аттестация рабочих мест проводится в Новосибирском метрополитене раз в пять лет, как и положено по закону. Последний раз она проводилась в 2010 году. У нас имеется отдел по охране труда, и в наиболее крупных подразделениях трудятся инженеры по охране труда. Поэтому последнюю аттестацию мы проводили своими силами (тогда это было возможно). После ее завершения был составлен план мероприятий по устранению выявленных недостатков, в котором было более 100 пунктов. Теперь все они устранены. Я считаю, что улучшение условий труда выгодно работодателю. Приведу простой пример: если дежурная на контроле стоит на сквозняке, она постоянно будет болеть. Кому это нужно? А если оборудовать ее рабочее место как следует, то этого вполне можно избежать.
Андрей Х., владелец малого предприятия:
— Было такое дело: недавно к нам пришел представитель прокуратуры и привез запрос о предоставлении документов о проведении аттестации рабочих мест и получении экспертного заключения по результатам государственной экспертизы охраны труда. Но я не понимаю, зачем это нужно и почему я обязан это все проводить? У меня малое предприятие, ООО, в штате которого всего семь человек. Все офисные работники, все делаем одно дело, в котором заинтересованы. Никаких вредных и опасных производств у нас нет. Зачем мне эта аттестация? Я тут поинтересовался, сколько она стоит, мне сказали — 3 тыс. рублей за место как минимум. Это значит, 21 тысячу я должен на это выделить. За что?! При этом санкции за нарушение охраны труда — жутчайшие. Я считаю принудительную аттестацию рабочих мест не иначе как закошмариванием малого бизнеса!
ПЕЧАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Сводки, которые составляют в инспекции труда, напоминают информацию, поступающую из театра военных действий. Вот статистика за десять дней:
29.10.2012 г. в тогучинском филиале ДРСУ ОАО «Новосибирскавтодор» произошел несчастный случай на производстве, сотрудник получил тяжелые травмы.
29.10.2012 г. работник ЗАО «Пивоварня «Москва-Эфес» получил термические ожоги 1 — 2-й степени.
29.10.2012 г. погиб сотрудник ОАО «Агроспецстрой», причина — отравление угарным газом.
1.11.2012 г. сотрудник Института гидродинамики СО РАН упал с четырехметровой приставной лестницы и разбился насмерть.
2.11.2012 г. тяжелые травмы получил сотрудник ОАО «Здвинский лесхоз», которого придавило деревом.
7.11.2012 г. погиб сотрудник ОАО «Бердский лесхоз», причина смерти — поражение электрическим током (дерево, упавшее на линию электропередач, оборвало провода). Руководство предприятия пыталось скрыть этот случай.
СПРАВКА
Руководителям организаций, в которых не проведена аттестация рабочих мест, грозят административные штрафы: для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 1 до 5 тысяч рублей. А если инспектор установит, что условия труда на этом предприятии могут угрожать жизни и здоровью сотрудников, то он может и вовсе приостановить работу цехов, участков, оборудования на срок до 5 суток. Если и после этого работодатель «не внемлет», то решение принимает суд, который в свою очередь может приостановить деятельность «провинившегося» производства на срок до 90 суток. Кроме того, инспектор имеет право возбудить дело о дисквалификации руководителя. Но до этого, как правило, не доходит.
ЦИФРА
За 10 месяцев нынешнего года на производстве в нашей области погибли 29 человек