Лучше плохо ехать, чем хорошо идти?
В последние месяцы в Искитимском районе регулярно происходят сбои в движении общественного транспорта. Корреспондент «Советской Сибири» разбирался в причинах этих проблем
Организация регулярного автобусного сообщения в сельских районах области — тема актуальная многие последние годы. Постепенно и методично власти наводят здесь порядок. Отлаженные схемы движения в последние годы действуют в подавляющем большинстве территорий региона. Но сбои происходят. Почему? Попробуем разобраться на примере второго района в области по численности населения — Искитимского. С наступлением осени искитимцы звонят в редакцию с жалобами все чаще.
Линёво — первая ласточка
Между Искитимом и поселком городского типа Линёво, в котором свыше 22 тысяч жителей, чуть более 20 километров пути по трассе. Люди постоянно перемещаются между двумя населенными пунктами. В сентябре начались проблемы. Электричка — вид транспорта все более редкий, а десяток маломестных маршрутных такси типа «Газель» просто не успевали перевозить всех желающих. Народ буквально сражался за место в тесных салонах. А официальные лица объясняли причину ситуации просто — сломался автобус. Большой, вместительный автобус, который все время курсировал строго по расписанию, вышел из строя почти на целый месяц. Люди обрывали телефоны, писали письма в местную «районку».
Потом вроде бы ситуация наладилась, но 1 ноября случилась новая напасть — в семи километрах от села Легостаево загорелся рейсовый автобус марки «ПАЗ», принадлежащий районному ПАТП-1. По данным сотрудников МЧС, во время движения произошло короткое замыкание электропроводки в моторном отсеке. Пассажиры, которых было около 15 человек, вовремя покинули салон, поэтому пострадавших, к счастью, не было. Но они обнаружились довольно скоро.
Жители села Гусельниково еще в октябре писали письмо в районную газету, недавно обратились в «Советскую Сибирь». Озабоченность населения подтверждают и в администрации сельсовета.
— Автобус из Искитима в Гусельниково ходил регулярно, по три раза в день, — говорит заместитель главы сельской администрации Людмила Печникова. — А вот вчера, например, не было автобуса в обед. «Вечерний» автобус, уходящий из Искитима в 16:40, — это слишком рано для студентов, учащихся в Новосибирске. Да и пропала в последнее время уверенность, что автобус непременно будет.
Из лидеров — в невидимки
Услышав подобное, мы попытались получить комментарий у компании-перевозчика — ООО «ПАТП-1». Но простейшее, казалось бы, действо превратилось в настоящий бег по замкнутому кругу.
Еще два-три года назад в районе было предприятие-флагман, крупнейшее в своей сфере предприятие области — Искитимский центр пассажирских автотранспортных перевозок (ЦПАТП). Ежедневно автобусами ЦПАТП обслуживалось 19 внутрирайонных маршрутов (каждое сельское муниципальное образование), 22 маршрута внутри Искитима и девять междугородних.
Существует ЦПАТП и сегодня, но перевозит пассажиров исключительно по Искитиму. А перевозками по району занимается ООО «ПАТП-1». Есть еще ПАТП Искитимского района, также обслуживающее часть районных маршрутов, но преимущественно на «Газелях». Дозвониться в две компании не составило никакого труда: их руководители всё знали, понимали, подсказывали телефоны, по которым можно обратиться, но добавляли, что к проблемам жителей Линёво, Гусельниково и других населенных пунктов они отношения не имеют. А вот ООО «ПАТП-1» оказалось предприятием-невидимкой: по четырем телефонам, которые удалось раздобыть у других людей или в открытом доступе, дозвониться невозможно. Один номер просто не существует, по словам робота, по второму тишина, по третьему идут длинные гудки, но никто не берет трубку, а в четвертом «откликается» автоответчик. Я было подумал, что день сегодня просто неудачный — ну, бывает такое. Однако отзывы о работе предприятия, опубликованные в Интернете, развеяли мои сомнения. Позволю процитировать один дословно: «Дозвониться невозможно, не отвечают на вопросы, грубят, дают другие номера телефонов, по которым тоже не дозвониться. Расписания автобусов в Новосибирск нигде нет (есть на сайте конкурента, но автобусы явно ходят не по этому расписанию). Как хотите, так и уезжайте».
13 ноября глава района Олег Лагода провел видеовстречу с жителями Гусельниковского сельсовета. Вопросы селян коснулись в том числе и транспортного обслуживания. В ходе беседы заместитель главы Искитимского района Борис Безденежный озвучил номера телефонов диспетчерской службы предприятия, по которым можно всего лишь узнать — придет сегодня автобус в село или нет!
— Руководитель автотранспортного предприятия обещал за эту неделю навести порядок, — отметил Олег Лагода. — Сегодня в некоторых населенных пунктах надо пересмотреть график движения автобусов. Пусть автобус ходит несколько раз в неделю, но люди должны знать конкретный день и время, когда будет автобус, чтобы не стоять просто так и не мерзнуть.
Люди должны знать... Тут с главой района не поспоришь. Но почему сами перевозчики не идут на контакт с населением?
Вопросы в комплексе
Помочь разобраться в запутанном вопросе мы попросили депутата Законодательного собрания Новосибирской области, заместителя председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Бориса Прилепского. Тем более что значительная часть Искитимского района, включая Гусельниковский сельсовет, входит в избирательный округ Бориса Васильевича.
По словам Бориса Прилепского, то, что произошло 1 ноября, — просто стечение обстоятельств: автобус был новым, его взяли в лизинг и еще даже не успели рассчитаться. Естественно, это удар по предприятию, и очень серьезный. Кстати, автобус из этой же партии загорелся недавно и в другом районе области — заводской дефект. Если экспертиза подтвердит, то ПАТП-1 хотя бы страховку получит.
Сейчас, по мнению Бориса Васильевича, мэру Искитима Виктору Пфейферу и главе района Олегу Лагоде необходимо совместно разработать систему транспортного обеспечения жителей района, укрепить ремонтную базу и диспетчерскую службу.
ДОСЛОВНО
Борис ПРИЛЕПСКИЙ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я бы выделил три момента, приведшие к возникшему сегодня напряжению в Искитимском районе. Во-первых, качество и рельеф дорог в северо-восточной части района. Из-за угольных карьеров здесь много технологических дорог, разбитых тяжелой техникой, да и просто исторически плохих дорог. К тому же холмистый рельеф местности, на которой техника изнашивается быстрее. О том, что Искитимскому району нужна новая дорожная инфраструктура, не так давно говорил губернатор Василий Юрченко, и уже в этом году в ремонт и строительство здесь будет вложено более 100 миллионов рублей. А на 2013 год в бюджете для района запланированы беспрецедентные 465 миллионов рублей на обустройство дорожной сети.
Но построить — одно, важно еще содержать. И это тоже известно: подрядные дорожные организации, в частности — Маслянинское и Черепановское ДРСУ, не всегда качественно выполняют свою работу. Цену на аукционах сбивают, силы распыляют, а в Искитиме зачастую работают по остаточному принципу. ТУАД отслеживает эту ситуацию, но проблема в том, что у районных властей практически нет законных рычагов для вмешательства.
И, наконец, считаю, что весной руководство города совершенно напрасно вмешалось в работу ЦПАТП, отстранив от дел его бессменного руководителя Владимира Александрова и нарушив по сути нормально работавшую систему транспортного обслуживания города и района: с единым управлением, нормальной ремонтной базой, возможностью маневрировать подвижным составом, если случались поломки. Я еще тогда говорил, что делать это не нужно — через год возникнут проблемы. Увы, они появились гораздо раньше.
ФАКТ
С начала года региональный бюджет поддержал приобретение 21 единицы пассажирского автотранспорта для районов области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011 — 2014 годах». Размер компенсации составляет 20 % стоимости приобретаемого транспортного средства. До конца года планируется поддержать приобретение порядка 45 единиц пассажирского автотранспорта.