Прикладных дел мастер
Оружие с готовым прикладом вызывает у стрелка некоторый дискомфорт. Поэтому бывалые охотники предпочитают ружье с «индивидуальной настройкой»
У Юрия Фоменко из Баганского района мужественная специальность — спасатель МЧС, но известен он среди земляков еще и как талантливый деревянных дел мастер.
Уникальное хобби
Неуемная тяга к скрытой красоте дерева, видимо, передалась по наследству от деда, в свое время считавшегося знатным краснодеревщиком. В доме семьи Фоменко радует глаз и создает непередаваемый уют мебель ручной работы. Комод, кухонный гарнитур, обеденная зона, двухъярусная кровать для сыновей, рама зеркала, спальный гарнитур — все это вышло из-под рук главы семейства.
Столярная мастерская стала постоянным местом обитания Юрия в свободные часы. Такое вот уникальное, сродни творчеству скрипичных мастеров или резчиков по дереву, хобби. Те работали с деревом, придавая ему изысканную форму. Их шедевры, признанные произведениями искусства, служат и радуют глаз ценителей и рядовых зрителей много лет. Мастера прошлого тщательно подбирали текстуру дерева и доводили его природную красоту до великолепия, а для этого рассчитывали прочность и упругость, промеряли каждый изгиб, замечали каждый нюанс, «прислушивались» к голосу материала.
Приложения сил и фантазии требует и увлечение Юрия Николаевича. Правда, изготавливает он не деревянные скульптуры и не музыкальные инструменты. Вкладывает душу и мастерство в предметы более практичные. Из-под его умелых рук выходят уникальные ружейные приклады.
У каждого изделия своя «особинка»
Родилось новое увлечение недавно. Очередное вырезанное топорище навело на мысль: почему бы не выпилить приклад для ружья? Тем более сам с детства заядлый охотник, толк и в стрельбе, и ружьях понимает. Подумал, да за новое дело взялся не сразу.
— С этим нужно было «переспать», — смеется Юрий.
Зато когда взялся за работу над первым прикладом, темп и результат удивили самого. Минут 30 повозился — и вот тебе шедевр. Немаловажным оказался именно внутренний настрой мастера.
— Если расположение духа отсутствует, в мастерскую лучше не входить, — утверждает он.
Юрий охотно подгоняет приклады к ружьям друзей и знакомых стрелков. Как-то само собой повелось: если с ружьем возникают какие-то проблемы, мужчины сразу обращаются к нему, по эстафете передают координаты мастера другим охотникам. Молва разнеслась быстро, сейчас пошли частые заказы уже и из Новосибирска.
— Сегодня ружье купить несложно. Зачем его еще подгонять? — не могу удержаться от вопроса.
— Чтобы попадать туда, куда целишься, — отвечает специалист. — Ведь все люди разные. У кого-то длинные руки, или длинная шея, или широкая грудь… А приклады выпускаются в основном стандартные, серийные. Как бы тщательно ни выбирали в магазине оружие с готовым прикладом, оно все равно вызывает некоторый дискомфорт. Поэтому бывалые стрелки предпочитают ружье с индивидуальной «настройкой». Неподогнанная ложа чревата многими неудобствами. К ней приходится привыкать непосредственно в процессе стрельбы. Случается, во время выстрела можно получить и удар по скуле или щеке. «Персональный» приклад поможет избежать подобных последствий.
Казалось бы, чего проще: где смастерил один приклад, там будет и другой. Тем более что под рукой мастера более 20 станков. Но сам Юрий с этим не согласен:
— У каждого изделия своя изюминка, «особинка». А главное, один неверный шаг — и заготовка идет на свалку. Древесину хорошую, к примеру, дорогостоящий бук или орех, не так просто добыть. В Сибири в основном березы. Но и из них тоже получаются неплохие приклады, заказчиков они вполне устраивают...
Нечасто встретишь такого человека, как Юрий Николаевич, живущего по принципу: занес в мастерскую деревяшку — вынес чудо. Но ведь есть! Неистощима наша земля на мастеровых людей.