USD 79.1703 EUR 90.3954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Мастер-класс Александра Рахманова

Марина КРАСНОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Уроки физкультуры должны не просто сохранять, а улучшать физическое состояние школьников, уверен новосибирский педагог-новатор

В новом Федеральном образовательном стандарте, на который постепенно переходят наши школы, количество часов для занятий физкультурой увеличено. Зачем столько внимания предмету, который, казалось бы, ничему не учит? Однако и среди физруков есть выдающиеся педагоги-новаторы. Александр РАХМАНОВ — именно такой. Учитель физкультуры в средней общеобразовательной школе № 50 города Новосибирска преподает уже 25 лет, а его общий трудовой стаж — 42 года.

Заслуженный учитель РФ, победитель регионального этапа конкурса педагогического мастерства, автор программы «Гимнастика для 5 — 11-х классов» к работе относится с юношеской влюбленностью и самоотдачей.

«Семью почти не видел»
— Александр Прокопьевич, почему вы выбрали работу в школе?

— Знаете, в детстве я вообще мечтал быть радиоразведчиком, уехать на далекий остров. Книги и фильмы в те времена такие были. Кстати, в армии я служил в метеобатарее, так что отчасти исполнил свою мечту. При этом всегда занимался спортом — гимнастикой. Должен был даже служить в Спортивном клубе армии, но вышла какая-то неувязка с документами, и я оказался в обычной части без интенсивных гимнастических тренировок. Там, конечно, были брусья, перекладина для подтягивания. Пойду заниматься в свободное время, а сослуживцы: «Ты и «солнышко» умеешь крутить?» — «Умею!» Но просто так не делал. Сладкоежка был жуткий, за угощение мог показать гимнастический этюд.

Однажды меня заметил старшина, который искал участника для соревнований в округе. Служба шла к концу, и я все же получил больше времени для гимнастики, но все равно из большого спорта выпал. После армии пошел работать инструктором физкультуры на металлургический завод. Там старался организовать как можно больше соревнований, и сотрудники предприятия от моей энергичности постанывать стали. В итоге ушел тренером в общество «Динамо». У меня было много успешных учеников, постоянные сборы. Жена начала ворчать: «Чужих детей воспитываешь, а своего не видишь!» Действительно, семью почти не видел. У тренеров психология какая-то особая: приезжаешь, неделю нормально работаешь, а потом надо куда-то ехать — соревнования, сборы. Зато в школе первый раз почувствовал, что такое отпуск, выходные дни.

Спорт — это постоянная работа на результат. Возможно, я слишком мягкий человек для этого. Не умею рисковать людьми, не могу обидеть ребенка, чтобы заставить сделать нужный элемент, а ведь шлепки да тычки были распространенной, конечно, негласно, тренерской практикой. Я старался уговорить и убедить. Но, видимо, мне чего-то не хватило. У меня была воспитанница — настоящая гимнастка, очень одаренная и внешне красавица. Я думал, будем участвовать в чемпионатах Европы, мира. Разработал для нее специальные элементы, и она делала их на тренировках. А на соревнованиях ее одолевал какой-то мандраж — не мог ребенок в 13 лет себя побороть. Тогда я решил уйти из тренерства и не жалею. У моей нынешней профессии есть большое преимущество: учитель физкультуры работает со многими детьми и может разглядеть настоящие таланты, а главное — вовремя направить их в нужное русло.

«Мои друзья-ученики»
— Физкультура не спорт. Трудно ли было настроиться на школьный лад?

— Мне довольно быстро захотелось переработать программу. Например, в пятом классе дети должны сдать норматив, то же самое — в восьмом и одиннадцатом. Развития почти нет, занятия скучные. Я стал постепенно готовить новую программу, применяя свой опыт из гимнастики, защитил ее. Но это не значит, что я рассматриваю физкультуру как спорт высоких результатов. Для меня оценочные нормативы — только ориентир.

Я никогда не буду требовать от полной девочки стандартные минуты в беге на выносливость. В то же время есть норматив 5 подтягиваний, за него положена пятерка. Парни сдают его два раза в год. Один в начале года сделал только одно, а к концу года — три, а второй — оба раза с легкостью сделал пять. Так вот первому я поставлю 5, а второму — 4, потому что главное — прогресс, не просто сохранение, а улучшение своего физического состояния.

— В вашей школе много успешных спортсменов, значит, физическое состояние учеников хорошее?

— Это больной вопрос. Современные дети хилые, здоровье у них слабое. На уроке чуть оступился — сразу серьезная травма. Работать с ними очень сложно. Чтобы исправить ситуацию, нужен комплексный подход.

Большие надежды я возлагал на программу «Школа — центр здоровья», но одним учителям физкультуры ее не реализовать. Например, многие проблемы у ребят от неправильного питания, и в рамках программы мы хотели организовать фиточаи для учеников, а то ведь пьют всякую газированную гадость. Но в столовой мне не помогли, а на собственном энтузиазме я продержался недолго: нет уже той молодой энергии.

— Хватает ли энергии, чтобы помогать молодым коллегам?

— Если я чем-то могу быть полезен, то с удовольствием иду навстречу. У нас давно проходят практику студенты НГПУ, я провожу мастер-классы, если просят. Многие мои воспитанники работают преподавателями в школах и университетах. Вот совсем недавно позвонил мой ученик: «Александр Прокопьевич, помогите с планами!» Ему уже к 40, работал в налоговой инспекции — надоело, теперь он учитель физкультуры.

— Значит, с учениками удается сохранить теплые отношения?

— Да, мои мальчишки, особенно первые выпуски, очень благодарны. Всегда мне звонят, поздравляют с праздниками. Независимо от того, пригодился ли им спорт в жизни, кем они стали. Все они замечательные люди. Сейчас я уже их детей учу.

ФАКТ
Новосибирский школьник Александр Гриф разработал и запатентовал специальную программу для смартфонов, способную переводить русский письменный на язык жестов. Программа работает по принципу онлайн-переводчика. Разработка приложения заняла около полутора лет.

Фотографии статьи
Студенты из НГПУ нередко проходят практику под руководством Александра Прокопьевича. Фото Аркадия УВАРОВА