Культуре нужны нестандартные решения
На протяжении последних двух лет имя губернатора и волевой посыл — сдать филармонию как можно скорее — постоянно звучали в одной связке
На телеканале ОТС прошел очередной прямой эфир, где в рубрике «Разговор с губернатором» новосибирские телезрители встретились с главой региона Василием Юрченко, а речь шла о государственной политике — в данном случае правительства НСО — в сфере культуры.
В основе — программное планирование
В музыкальной гостиной филармонии, откуда велась трансляция, пятничным вечером на встречу с губернатором пришли люди известные — руководители ведущих учреждений культуры и искусства Новосибирска, а также талантливая молодежь, в частности участники международных Дельфийских игр, где уже не первый год наш регион лидирует по количеству золотых наград и общекомандных выступлений.
Основные параметры развития отрасли в обозримом будущем большинству собравшихся были известны по принятой в регионе долгосрочной целевой программе «Культура Новосибирской области на 2012 — 2016 годы»: сумма выделяемых (в основном областным бюджетом) средств на этот период составляет около четырех миллиардов рублей.
Много это или мало? Сформулированный таким образом вопрос первому лицу области был по сути просьбой прокомментировать ситуацию: какова сегодня государственная политика в сфере культуры? Губернатор проанализировал положение дел и принципиальные подходы в решении проблем досконально и подробно.
— Развитию культуры, — отметил он, — внимания со стороны государства в последнее время, безусловно, уделяется больше, чем в предыдущие годы. Что касается нашей области, мы с коллегами пришли к выводу: чтобы достичь ощутимых и общественно значимых результатов, необходимо от разовых решений — к примеру, построить театр, отремонтировать клуб — перейти к решениям перспективным, а точнее программным. Именно для этого мы разработали, приняли и утвердили долгосрочную целевую программу, являющуюся сегодня основным документом развития культуры в Новосибирской области. Естественно, осуществляться она будет по направлениям. Это и укрепление материально-технической базы, и повышение мотивации педагогов в сфере культуры к работе на селе, и поощрение творческой молодежи, а также мастеров, в том числе за результат — победы на фестивалях и конкурсах. То есть программой охвачен практически весь спектр жизни культурной сферы.
По словам губернатора, на достижение этих целей предусматривается направить 3 миллиарда 700 миллионов рублей. Причем сюда же плюсуются средства, которые ежегодно вкладываются в капитальное строительство. А это по 2016 год включительно примерно по 1,5 миллиарда рублей.
— Много это или мало? — переспрашивает Василий Алексеевич и с улыбкой добавляет: — Вообще-то, у денег есть такое свойство — их всегда мало и всегда не хватает, поскольку жизнь меняется, ставятся еще более высокие цели, и на них требуются ресурсы.
Аккумулируя силы и средства
Иногда, по мнению губернатора, бывает необходимо аккумулировать силы и средства, чтобы совершить прорыв в решении особо важного вопроса. К примеру, как сейчас — завершить строительство Большого концертного зала филармонии.
Василий Алексеевич лаконично определил эту стройку как «тяжелейший объект». Историю вопроса, которому вот уже почти пять лет, разъяснил зрителям и собравшимся в музыкальной гостиной гостям последовавший затем телесюжет.
Оказывается, проект нового здания филармонии перекраивался несколько раз. В конце концов акустическая экспертиза показала, что зал надо расширить на 4 и удлинить на 9 метров.
— Несмотря на такие существенные изменения, — оповестил закадровый голос, — сдать объект планируется в срок — в конце декабря. А качество звучания в новом концертном зале будет отвечать международным стандартам…
— Сегодня на этом объекте побывал главный дирижер нашего симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичус, — в разговор с губернатором вступил директор филармонии Александр Назимко. — И он поразился, какими темпами идет стройка. Ведь маэстро был совсем недавно, в прошлый свой приезд, на стройплощадке — картина меняется на глазах!
Для главы региона это не стало новостью: благодаря именно его настойчивости был найден и утвержден оптимальный проект, дано добро на осуществление конструктивных переделок и потом весь ход строительства находился на особом контроле. Нет, об этом никто на встрече не говорил, но на протяжении последних двух лет имя губернатора и волевой посыл — сдать филармонию как можно скорее — постоянно звучали в одной связке.
Впрочем, как стало очевидным в ходе этого прямого эфира, таких логических связей в сфере культуры не одна и не две, а множество. Когда, к примеру, зашла речь о строительстве нового здания театра музыкальной комедии: старое — приспособленный более полувека назад под нужды музыкального театра летний парковый кинотеатр — дышит на ладан, Василий Алексеевич продемонстрировал не только скрупулезное знание этапов проектных работ, но и глубокую заинтересованность в том, чтобы новосибирцы в достаточно сжатые реальные сроки получили как новое здание музкомедии, так и реконструированный Центральный парк. Художественный руководитель и директор театра музыкальной комедии Леонид Кипнис подтвердил: для него гарантией того, что все в строительстве нового здания будет идти по плану, является и то, что первое лицо области является председателем наблюдательного совета театра, имеющего статус автономного учреждения культуры.
Не ресурс — управленческая стратегия
Василий Юрченко в свою очередь подчеркнул, что такие целенаправленные шаги по обновлению материальной базы культуры вовсе не использование административного ресурса, а стратегия областной исполнительной власти по отношению к сфере культуры.
— Принятые сегодня правительством решения, — сказал он, — направлены на то, чтобы не начинать одновременно строительство сразу нескольких объектов, не распылять ресурсы, а достичь наиболее быстрого результата в одном месте: объект должен служить людям. Мы сегодня лучше меньше будем строить, но в нормативный срок, а это 2 — максимум 2,5 года. И история концертного зала здесь показательна: за три года ничего не было сделано, а за время чуть более года мы вышли на финишную прямую, доказали, что мы с нашими новосибирскими строителями можем обеспечивать прекрасный темп.
Вообще, как выяснилось из дальнейшей беседы, а речь шла о новой музыкальной школе в Барабинске, Дворце культуры в Убинке, этого принципа — строить по самым современным меркам, качественно и обязательно в нормативные сроки — глава региона придерживается в своей управленческой практике четко и неукоснительно.
А вот что касается музеев, и в частности Музея города Новосибирска (здесь губернатор побывал летом на интерактивном мероприятии «Ночь в музее» и был приятно удивлен оригинальностью форм работы, которые внедряет его коллектив), Василий Алексеевич уверен: это учреждение культуры, которое сегодня крайне стеснено в площадях, должно располагаться в историческом здании:
— У меня на этот счет есть одна идея, которую хотелось бы реализовать, — поделился с аудиторией губернатор. — В парке «Городское начало» есть небольшой старинный особняк, где располагаются различные офисы. Думаю, они прекрасным образом могут существовать и в современном здании. Надо этот вопрос изучить и, соответственно, принять необходимые решения.
В зале — земляки и… весь мир
Все в культуре делается в конечном счете для публики, для зрителя, для слушателя, то есть для наших с вами земляков — жителей области. Поэтому Василий Алексеевич и все участники встречи с интересом выслушали директора театра оперы и балета Бориса Мездрича, обнародовавшего появившиеся недавно свежие данные о посещаемости российских театров в 2011 году в сравнении с 2010 годом. Мы, новосибирцы, как и годом раньше, вошли в тройку лидеров по стране — после Москвы и Санкт-Петербурга. С приростом в 40 000 зрителей. Если в 2010 году в новосибирских театрах побывали 865 900 человек, то в прошлом — уже 904 000. Интересны показатели и по недавней прямой онлайн-трансляции на весь мир балетных постановок НГАТОиБ «Лебединое озеро» и «Корсар». Их посмотрели 54 000 интернет-пользователей в 75 странах мира. Из них 60 % аудитории составили россияне, 20 % — жители европейских стран и 20 % — любители балета Северной Америки и Азии.
Новосибирский академический театр оперы и балета — учреждение культуры федерального подчинения. Но, как заметил губернатор, ставший председателем созданного в сентябре попечительского совета НГАТОиБ, для того чтобы осуществлять по-настоящему яркие и масштабные проекты, федерального финансирования и собственных средств театру не хватает.
— И тогда, посоветовавшись с директором театра и с художественным руководителем балета Игорем Зеленским, мы пришли к выводу: чтобы придать любимому театру новосибирцев новое дыхание, нужны новые, нестандартные решения, — пояснил Василий Алексеевич. — И первым таким решением стало создание попечительского совета, в котором мы намерены объединить людей, которые успешно осуществили на территории области свои бизнес-проекты и хотят ее дальнейшего развития и процветания.
Мысль продолжил Борис Мездрич, объяснив, что получение денег меценатов на создание спектаклей, проведение фестивалей, приглашение солистов, покупку новых инструментов — не главная цель создания попечительского совета. Это только начало эффективной работы вложенных в театр средств. В результате эти деньги будут работать на репутацию театра, имидж Новосибирска и его инвестиционную привлекательность, которая, безусловно, будет на пользу региону в целом.