USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Продать, чтобы спасти

Дарья ДОРОТОВА,

Чтобы сохранить объекты культурного наследия от разрушения, придется передавать их частным лицам

Возможно, вскоре вполне законно аварийные памятники истории и архитектуры будут сдаваться за символическую плату, при условии, что арендатор возьмет восстановление здания на себя. Об этом рассказал начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев.

— Сегодня в Государственной думе рассматривается предложение по внесению изменений в законодательство, которое бы позволяло аварийные объекты культурного наследия сдавать в аренду за символическую плату, — отметил он. — Такая практика уже существует в Москве: арендатор платит один рубль и берет обязательства по реставрации этого объекта. Затем у него возникает право выкупа памятника в соответствии с действующим законодательством.

Ножницы цен
Тема аренды и покупки памятников истории и архитектуры стала особенно актуальна в связи с последними событиями. Напомним, в отношении главы департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Романа Шилохвостова, подписавшего договор о продаже особняка на улице Октябрьской за шесть миллионов рублей, возбудили уголовное дело — следствие посчитало цену заниженной.
Ситуацию прокомментировала Марина Грес, начальник научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия региона:
— В 1997 году дом на улице Октябрьской был сдан в аренду ООО «Гомеопатический медико-социальный центр» в аварийном состоянии. Кирпичную кладку разъедала эрозия, кирпичи обросли мхом, стропила крыши почти разрушились. За время аренды пользователь полностью восстановил памятник за собственный счет и, воспользовавшись законом о добросовестной аренде, выкупил дом без проведения конкурса.

То есть, по мнению специалистов, продажа особняка по такой цене вполне оправдана, ведь никто не учитывает ту сумму, которую организация уже вложила в реставрацию здания.

Александр Кошелев подчеркнул также, что процент средств на реставрацию культурных объектов, вложенных частными лицами, возрастает с каждым годом. Аренда и продажа старинных зданий часто становится мерой для поддержания их «жизнеспособности». Можно и дальше сохранять объекты в государственной и муниципальной собственности, но сейчас у государства нет возможности в полном объеме профинансировать реставрационные работы. Особенно тяжелая ситуация в муниципальных образованиях. Процедура же передачи объекта в собственность тому, кто о здании будет по-настоящему заботиться, вполне легитимна.

— До заключения договора купли-продажи между управлением и будущим собственником выполняется охранное обязательство, — подчеркнул Александр Кошелев. — В нем зафиксированы ограничения, связанные с деятельностью, которая может привести к изменению, разрушению здания памятника, его облика. Также в акте технического состояния, который является приложением к охранному обязательству, фиксируются те работы, которые собственник должен провести по сохранению здания. У нас есть примеры, когда арендатор произведения монументального искусства, которое находилось в полуразрушенном состоянии, проводил его полную реставрацию. Сейчас ведутся работы в зданиях на Красном проспекте, 25, Красном проспекте, 22. Еще по ряду объектов разрабатываются проекты реставрации.

По словам специалистов, содержание объектов культурного наследия не приносит арендаторам и собственникам выгоды. Реставрация аварийных зданий обходится в миллионы рублей. Именно поэтому приходится говорить о снижении арендной платы.

Историческим зданиям — правильную рекламу
Государственной охране объектов культурного наследия приходится следить не только за состоянием памятников истории и архитектуры, но и за их внешним видом.

— В Новосибирске в целом существует очевидный перегиб с размещением рекламы. Когда здание большое, каждый арендатор стремится разместить рекламную конструкцию на свой участок фасада так, как ему хочется. Получается разномастная и весьма неприглядная композиция, — считает Александр Кошелев. — Мы, естественно, принимаем меры, чтобы привести фасады объектов культурного наследия в надлежащее состояние, очистить их от рекламы. К примеру, нами были разработаны и введены жесткие параметры рекламных конструкций, которые могут быть размещены на зданиях-памятниках с учетом их архитектурного облика и масштаба. В среднем это не более одного квадратного метра на фасаде. Оптимальное место размещения рекламной конструкции — между первым и вторым этажом, выше — только если есть какие-то особенности и исторически это обосновано. Однако большинство конструкций, которые сегодня закреплены на объектах культурного наследия, не соответствуют этим требованиям. Сейчас мы ведем работу по приведению внешнего вида зданий в соответствие с параметрами проекта и требованиями режимов пользования территории. Рассчитывать на понимание арендаторов, заинтересованных в том, чтобы их реклама была как можно больше и ярче, пока, к сожалению, не приходится.