Александр ЛУКАШЕНКО: «Нам друг без друга никак…»
На прошлой неделе Президент Беларуси Александр Лукашенко провел рекордную по длительности пресс-конференцию для журналистов российских региональных средств массовой информации, среди которых был и шеф-редактор «Советской Сибири». За 4 часа 37 минут общения белорусский лидер поговорил на совершенно разные темы: о создании союзного государства, агрогородках, сельских школах, ценах на жилье…
О братском союзе
— За прошедшее десятилетие мы стали свидетелями судьбоносных событий в жизни наших государств. Тут было все — от острых споров и даже конфликтов в отношениях между Россией и Беларусью до братской поддержки в очень сложные моменты истории. Самое главное — мы убедились в правоте фундаментального тезиса о том, что нам, Беларуси и России, в этом бурно и вечно конкурирующем мире друг без друга никак нельзя.
Сильными и независимыми наши страны, как оказалось, никому не нужны, кроме нас самих. Поэтому белорусы и россияне вынуждены бороться за свое место под солнцем. Причем достойное место, которого наши народы, безусловно, заслуживают.
На сегодняшний день можно сказать, что мы практически живем как в одном государстве: у нас нет границ, у нас Единое экономическое пространство, кооперационные связи, а с образованием Таможенного союза и ЕЭП у нас единые таможенные процедуры. Поэтому я говорю, что у нас общая не только экономика, у нас, в принципе, скоординирована общая внешняя политика. Мы очень похожи во внутренней политике друга на друга. Ну, может, мы пожестче немного действуем по тем или иным направлениям, чем Российская Федерация, а может, где-то и помягче...
У нас единая оборонная политика. Вы знаете, что как бы ни было сложно, но мы создали единую группировку вооруженных сил на западном направлении, основой которой является белорусская армия. И вообще, сегодня оборона Беларуси строится исходя из союзнических принципов с Россией. Мы это обязательно учитываем.
Об экономике
— Сегодня в различных странах мира размещены 85 представительств Беларуси. Все они сориентированы, прежде всего, на экономику, на то, чтобы продвигать наш товарооборот в этих государствах. И это тоже неудивительно, потому что примерно 80 процентов нашей экономики — это экспорт. То есть мы совсем немного потребляем из того, что производим.
Такая структура сложилась еще с советских времен, мы от нее не отказались, но диверсифицировать мы ее начали. Это одна из задач, которая сегодня стоит (наиважнейшая задача!) перед страной и перед ее президентом.
О регионах
— Должны сотрудничать не только страна с регионом. Как, допустим, Беларусь с Нижним Новгородом, с Кузбассом и так далее. Да, созданы комиссии, на них решают вопросы, регулярно обмениваются мнениями, губернаторы к нам приезжают, я их всех принимаю. А вот регион с регионами — мы где-то упустили. Хотя в целом поощряем, но это связано в основном с приграничным сотрудничеством. Гомельская область — с Брянской областью, с Черниговской Украиной... Но, может быть, следует и дальше посмотреть.
Об уровне жизни
— Да, у нас средняя зарплата в 2,5 раза меньше, чем у вас. Но у вас же средняя зарплата как формируется… У вас разбежка между бедными и богатыми — один к 25, а у нас — один к трем-четырем.
Социальное иждивенчество в мозгах людей как идеология или привычка существует. Часто упрекаю людей: я вам говорил, что слишком вас лелеял, охранял и не окунал в рыночную стихию. Вот получили пособие на детишек, и бывает такое: выпили, закусили хорошо, а через неделю уже нет пособия, а работать-то они не хотят, и приходится нам их детей содержать. У нас очень жесткая позиция в отношении таких родителей.
На селе по моему поручению был произведен учет брошенных родителей. Мы начали создавать вместо участковых больницы сестринского ухода, пожилых людей переписали и закрепили за этими больницами. Ведь старика выдернуть из той лачуги, где он вырос, где он жил, смерти подобно. Поэтому мы с ними договорились: поздней осенью забираем, привозим в эти больницы: они там до апреля. А как только весной запахло, мы их везем обратно в их деревушки.
О школах
— Я часто в России наблюдаю такое: закрывают малокомплектные школы (я в школе начинал учителем работать). А почему и как? В помещении одном обучаются два класса (маленькая школа): первый класс и третий, или первый и второй. И одна учительница ведет одновременно урок для первоклашек и для третьего класса. Какое образование получит учащийся в этой школе?
Когда у нас встал вопрос о закрытии подобных школ, я однозначно категорически за высказался. Не потому что там деньги, затраты… Это тоже есть. А потому, что там не получишь нормальное образование. У нас в агрогородках везде средние школы. И даже на территории небольших сел могут быть базовые, то есть 9-летки. Вот там, где урок — это один класс, один учитель и достаточное количество учащихся, мы нигде не закрыли. А вот там, где пять, семь, девять учащихся и два класса в одном помещении, один учитель ведет урок, — это профанация, это издевательство над детьми. И вы бы, и я своего ребенка в такой класс не отдали.
О миграции
— У меня сейчас есть беспокойство по поводу переезда некоторых россиян в Беларусь, причем очень богатых людей. Меня это как-то напрягало, а потом думаю: ну ради бога, ну что это, бедные люди приехали? Нет, приехали люди с деньгами. Это что, худшие люди приехали? Нет.
Недавно Доренко (тележурналист Сергей Доренко. — Ред.) берет у меня интервью и все время говорит: «Да я вот тут сейчас, в магазине». — «Подожди, — спрашиваю, — а какой магазин, куда ты тут ходишь?» — «Так я же, — отвечает, — здесь живу» (он живет, оказывается, с семьей где-то тут рядом — возле резиденции президента.) Я удивляюсь: «Как?» — «Я давно купил квартиру и здесь живу». — «Так ты же в России!» — «Мы, — говорит, — в пробках в Москве полдня едем до работы, а здесь час — и я там, где надо».
О менталитете
— Мне на день рождения подарили «Майбах». Я отдал его государству, машина стоит в государственном гараже, она должна обслуживать президента. И вот неделю назад водителя спрашиваю: «Слушай, где эта машина?» Он говорит: «Знаете, Александр Григорьевич, на «Коммунарку» поедем, я не стал ее брать». Даже водитель понимает, что нельзя президента везти на этой редкой машине. Я спрашиваю: «Как машина может быть хорошей, если ее производство уже закрыто?» Он отвечает: «Но народ-то этого не знает».
Наше общество к этому относится, мягко сказать, настороженно... Оно более советское, и наша Беларусь была более советская, чем другие республики Советского Союза. И вот это еще в менталитете народа осталось. Игнорировать это нельзя.
О чемпионате мира по хоккею
— Нам осталось закончить строительство некоторых гостиниц, и, в принципе, страна будет готова к чемпионату мира 2014 года. Может, вы видели нашу арену — «Минск-арену», так мы ее называем. Это конькобежный стадион, культурно-зрелищный хоккейный дворец, где играет наша основная команда, и велотрек. Такие вот сооружения в комплексе. Конькобежный и хоккейный стадион, они как-то даже экономически выгодны, потому что там стоят взаимозаменяемые, дополняемые машины, которые охлаждают, нагревают и так далее. Мы создаем подобный объект на другом конце города, его в будущем году закончим (там уже всё под крышей, ведутся отделочные работы). То есть основная инфраструктура для чемпионата по хоккею будет готова.
О будущем
— Жизнь уже доказала, что вместе мы всего можем добиться. Свидетельством тому является строительство Союзного государства Беларуси и России. Этот процесс, вне всяких сомнений, следует оценивать как абсолютно верный и дальновидных шаг.
Никому не удастся нас наклонить. Никому! Если мы вместе с Россией — никогда.
ДОСЛОВНО
Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО о сотрудничестве с Новосибирской областью:
— Мы видим в вас надежных и перспективных партнеров и готовы оперативно рассмотреть любые ваши предложения.
Губернатор Новосибирской области Василий ЮРЧЕНКО:
— Новосибирская область рассматривает экономическое сотрудничество с Беларусью как стратегическое. В двусторонних отношениях целесообразно использовать потенциал машиностроительного комплекса Новосибирска, в частности задействовать его для совместного производства сельхозтехники.