Дорогу осилит строитель
Бюджет региона на 2013 — 2015 годы предусматривает постоянное увеличение ассигнований на дорожную отрасль
Объем вложений в дорожную отрасль Новосибирской области в 2012 году составит около 10,5 миллиарда рублей без учета федеральных средств на содержание дорог и субсидий муниципальным образованиям области. В последующие три года — это уже заложено в проекте бюджета региона — объемы выделяемых на дороги средств будут только увеличиваться.
Хотя, как говорит министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Симонов, для того чтобы по всем параметрам выйти на нормативы по строительству, содержанию и ремонту дорог, размер дорожного фонда Новосибирской области должен составлять 25 — 30 миллионов рублей в год. Это идеал, но нельзя сказать, что недостижимый.
Сезон заканчивается и… продолжается
Осень — традиционное время подведения итогов в дорожно-строительной отрасли, тем более что на третье воскресенье октября приходится и профессиональный праздник дорожников. В минувший четверг, 11 октября, официально завершился сезон у федеральных дорожников — после капитального ремонта сдан 10-километровый участок трассы М-53 в Мошковском районе. На территориальной сети дорог в ближайшие недели также будет сдано несколько крупных объектов: второй участок дороги на Камень-на-Оби, мосты через реку Орда и реку Омь в Ордынском и Венгеровском районах. Но полной остановки деятельности, настоящего межсезонья у дорожных строителей не будет — уже третий год в области существует несколько объектов, работы на которых ведут постоянно. Таких, например, как третий мост через Обь в Новосибирске. Это стало возможно во многом благодаря стабильному финансированию дорожного фонда региона.
— В этом году источники финансирования дорожного фонда были закреплены законодательно, — отмечает Николай Симонов. — Благодаря этому мы можем вести не только текущее строительство, но и уверенно планировать деятельность на два-три года вперед.
Это удобно и для подрядных организаций, которые имеют четкий план действий и обеспечены финансированием. Хотя, как признал министр, после сдачи Северного обхода многие опасались, что останутся без серьезной работы. Однако если кому-то ее и недостаточно, то вскоре снова она появится в избытке — в 2013 — 2014 годах должно начаться полномасштабное строительство Восточного обхода Новосибирска, на котором подрядные организации региона «развернутся» по-настоящему.
Села приобщаются к строительству
Остов, костяк и транспортный скелет региона — шесть главных автодорог: три федеральные трассы и три региональные на Ленинск-Кузнецкий, Томск и в сторону Карасука с выходом на Казахстан и Алтайский край. В будущем году эта опорная сеть пополнится и качественной дорогой в сторону Камня. На этих объектах концентрируют основные средства и силы, но в области прекрасно понимают, что без развития сети дорог в районах области, без устойчивого сообщения сел с главными дорогами весь этот скелет будет не таким прочным.
В этом году на территориальной сети дорог выполнены работы на сумму более 4,5 миллиарда рублей из запланированных 6,4 миллиарда. Большинство оставшихся средств будет направлено на их содержание. По линии территориального управления автодорог области (ТУАД НСО) до конца года будет построено порядка 36 километров новых дорог и четыре моста, выполнены капитальный, обычный и планово-предупредительные ремонты на протяжении более 530 километров. По федеральной программе в этом году еще 12 населенных пунктов области соединят с территориальной сетью дорогами с твердым покрытием. Субсидии из областного бюджета 160 муниципальным образованиям региона составят около 2,5 миллиарда рублей (с учетом Новосибирска), хотя еще пять лет назад эта сумма составляла порядка 200 миллионов. Пятнадцать новых мостов и 130 километров отремонтированных дорог в сельских муниципалитетах — вот основной итог этого года. Как и отношение сельчан к отрасли, которое, по убеждению специалистов, существенно меняется.
— Многие главы муниципалитетов научились работать с выделяемыми средствами: сами заказывают проекты, оперативно проводят торги и контролируют работу подрядчиков, — говорит министр. — Зачастую дорога или мост — единственное средство транспортной коммуникации с остальным миром.
Громадье планов
Для полного дорожного счастья региону ежегодно нужно в 2 — 2,5 раза больше денежных вливаний. Но пока вершина благоденствия не достигнута, никто не отменяет потребность жить и работать в существующих условиях. Которые, следует отметить, тоже неплохие — объемы дорожного фонда позволяют каждый год увеличивать финансирование особо важных направлений и вводить новые объекты. По словам руководителя ТУАД Константина Громенко, в 2013 году будет сдана в эксплуатацию, как и планировалось, дорога на Камень-на-Оби до границы с Алтайским краем, где из 26,3 километра уже построено около 20, а также дорога Карпысак — Горный. В планах — реконструкция Ленинск-Кузнецкой трассы до соединения с Восточным обходом. Будут возведены два моста в Сузунском районе, а после произведена реконструкция имеющейся дороги от Завьялово в Сузунский район, что существенно сократит путь в Новосибирск для жителей и сельхозпроизводителей района.
Долгожданным для многих автомобилистов станет и начало строительства тоннеля под железной дорогой в направлении Кольцово. Сейчас происходит окончательная доработка проекта, а строительные работы, рассчитанные на три года, начнутся в следующем дорожно-строительном сезоне. На 2013 год запланировано финансирование в объеме порядка 150 миллионов рублей.
Новые объекты всегда на виду, вызывают резонанс, но не менее важным является и вопрос содержания того, что уже построено. В этом году расходы регионального дорожного фонда на содержание дорожной сети области составят 1,5 миллиарда рублей, в следующем — 1,9 миллиарда, а к 2014 году регион полностью выйдет на нормативное содержание всех автодорог. В этом году были утверждены нормативы на ремонт и капремонт дорог, что также требует дополнительного финансирования, которое уже предусмотрено в областном бюджете на 2013 — 2015 годы.
ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Строительство транспортной развязки на улице Петухова в Новосибирске, которая значительно упростит движение по реконструированному Советскому шоссе, будет продолжено. Напомним, что ОАО «Новосибирскавтодор» стало победителем двух аукционов на право строительства развязки, которые проводила мэрия. Итоги этих торгов второй участник — московское ООО «Спецстроймонолит-1» — обжаловал в Федеральной антимонопольной службе. По предписанию ФАС итоги первого аукциона были отменены, но мэрия обжаловала это решение. По словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, жалоба мэрии была удовлетворена — решение ФАС по первому конкурсу признано неправомерным.
Сейчас на месте стройки появились строительные вагончики, техника и люди — компания «Новосибирскавтодор» приступила к выносу инженерных коммуникаций. Так что есть надежда, что столь необходимый городу и области дорожный объект будет построен в установленные сроки.
КСТАТИ
В 2013 году начнется строительство автомобильного тоннеля под железной дорогой в направлении Кольцово. Сейчас происходит окончательная доработка проекта. Строительные работы начнутся в следующем дорожно-строительном сезоне. Проект рассчитан на три года. На 2013 год запланировано финансирование в объеме порядка 150 миллионов рублей. Реализация этого проекта обеспечит удобное транспортное сообщение Новосибирск — Кольцово.