USD 79.1703 EUR 90.3954
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Я умею. И тебя научу

Юлия НАЗАРЕНКО
Подшивка районной газеты тоже  может служить источником для творческого вдохновения. Фото Михаила ПЕРМИНА
Подшивка районной газеты тоже может служить источником для творческого вдохновения. Фото Михаила ПЕРМИНА

Учащиеся девяти общеобразовательных учреждений области присоединились к уникальному черепановскому образовательному проекту

Захожу в черепановскую школу № 4 и понимаю: мне бы в такой хотелось учиться. Здесь девятиклассник может стать художником-мультипликатором, редактором газеты и автором собственной радиопередачи. Ребята сами руководят и участвуют в игре, моделируя свою жизнь, будущую профессию, взаимоотношения с обществом. Да и само общество. В миниатюре. И в идеале.

Нормальная, даже на первый взгляд очень обычная средняя школа, каких по России десятки тысяч. Типовое здание рассчитано на 800 учеников. 35 кабинетов, мастерская, спортивный и актовый залы, музей, библиотека, столовая. Из нового времени — кабинеты психологии, информатики. Из последних новостей: созданы две группы для дошколят с чудной мебелью и новыми, оборудованными по новейшим стандартам игровыми площадками на свежем воздухе. Мини-детский сад, по словам директора школы Геннадия Лихоманова, принял в этом году 40 малышей.
Но школа, которая остается в сердце, — это не стены, не новые окна и сенсорные доски, а что-то такое, чего нельзя потрогать руками.

Пилотирующее детство
Да, нынешнее поколение учеников изъясняется на языке, который мы постигали в институте. Но дети были и остаются детьми, а главным инструментом познания мира была и будет игра. В школе она может сводиться к однообразной и скучной роли «хорошего/плохого ученика», а может представить одного школьника в разных амплуа. Таня Шевченко — прилежная ученица, она же — инструктор в мастерской по созданию мультфильмов. Сама набирает команду единомышленников, сама и руководит ею. Какие уж тут прогулы или двойки в дневнике, когда у тебя такая важная миссия и авторитет?! Ангелина Перова, Влад Филькин, Василина Чёшева, Елизавета Лярих — тоже инструкторы. Десятиклассница Лиза мечтает стать археологом, а пока выпускает вместе с Василиной газету, роется в старинных подшивках газет и словарях в поисках интересных фактов из истории района и родного города Черепаново.

На самом деле дети обладают потрясающей способностью к самоорганизации. Этот факт лег в основу интересного проекта «Школа детей для детей», пилот которого опробовали на базе черепановской школы, и в качестве муниципального внедрили и практикуют в девяти учебных заведениях района, а также в гимназии № 3 Академгородка. В ближайшее время к проекту присоединятся еще пять школ.

На волне позитива
Суть проекта, — говорит его автор Марина ЧЁШЕВА, методист Межшкольного информационно-методического центра Черепановского района, — в том, что детей учат сами дети. Всему интересному и полезному, что умеют и чем сами увлечены.

— Никто никому не дает поручений — спортивный ли праздник организовать или дискотеку, — говорит Марина Николаевна. — Каждый из детей сам заявляется на ту степень ответственности, с которой, как он уверен на 100 процентов, справится. В основе любого дела лежат позитивные отношения. Если нет хороших отношений друг с другом, дело не получится.

Вот и еще один развивающий аспект — коммуникативный. Один школьник отвечает за проведение дискотек, другой — за выпуск школьной газеты. Свои планы и дела ребята выносят на всеобщее обсуждение в радионовостях. Два диктора — мальчик и девочка — сообщают о последних событиях в школе, а через музыкальную паузу рассказывают друг другу анекдоты. Сверстникам нравится. Программы идут в записи. Пока. В перспективе, конечно, ребятам хотелось бы организовать живую радиоточку и работать в прямом эфире. На волне своей юности.

«Вы подарили мне сердце»
— Почему такой проект родился? — продолжает разговор автор «Школы детей для детей». — Что мы наблюдаем сегодня и от чего хотелось бы уберечь молодежь? От наркомании, алкоголизма, бессмысленного потребительства, безответственного отношения к окружающему миру и к себе самим. Это все звучит скучно, на канцелярском языке. Но ШДД работает! Один из участников, ученик девятого класса, признался однажды: вы подарили мне второе сердце. Парень состоял в группировке негативного толка и искренне считал, что сердечность — синоним слабости. Школа изменила его взгляды.

В одном из разделов проекта на сайте районного межшкольного информационно-методического центра знакомимся с материалами «Звездных академий» (школы инструкторов), которые ШДД проводит летом и зимой для обмена опытом по самоорганизации детского сообщества между школами — участниками проекта.

— Почему звездных? — объясняет Марина Чёшева. — Да потому, что на них учатся зажигать звезды рядом с собой. Девиз инструктора: «Гореть, зажигая других!»

«Звездные академики» осваивают новые направления творчества: песни, танцы, вытынанки (это такие сложные картины из вырезанной бумаги). А однажды, говорят, на Звездную академию приезжала профессор из Академгородка, раскрывала сакральные тайны национальных русских игр.
Самые активные инструкторы за душевную щедрость награждаются «хрустальными жемчужинами» и «дельфинами». За три года число лауреатов достигло 25 человек.

Они моделируют свое будущее
Принцип шефства сильных над слабыми уступил место командной игре — я умею и научу тебя, а ты научишь другого. Так складывается цепочка, которая может расти до бесконечности, включая не только школьников, но и учителей, родителей, друзей и знакомых. А что главное в этой игре? Она учит душевной щедрости. Отдавая частичку своего тепла, человек получает в ответ неизмеримо больше. Это, как говорят психологи, окрыляет. До такой степени, что к проекту подключаются и родители. Мама Влада Филькина, который пишет стихи и увлекается аниме, подкинула идею: создать в школе собственный фан-клуб. А математик Татьяна Тюрина ведет косоплетение для ребят и взрослых.

Проект «Школа детей для детей» существует в стенах школы, но ими не ограничивается. Но очень уж органично вписывается ШДД в современную образовательно-воспитательную стратегию. К примеру, средняя общеобразовательная школа № 4 города Черепаново ориентирована на работу с одаренными детьми. Но, как говорит Александр Соболев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (мы с ним путешествуем из класса в класс), бездарных детей в принципе не бывает. Задача педагога в том, чтобы дать ребенку возможность проявиться — в математике или литературе, химии, живописи, музыке.

Образование должно быть ориентировано на личность, ее всестороннее развитие. Общий интеллектуальный уровень оценивается множеством параметров. ЕГЭ — только один из них. Кстати, уровень сдачи экзамена в черепановской школе № 4 нисколько не уступает городскому. Есть свои рекордсмены. Так, Яна Наседкина набрала 90 баллов по русскому языку. Но высокий балл не должен быть самоцелью.

— Мы уделяем много времени развитию креативности, — говорит Александр Егорович. — Ребята не просто выполняют на уроках исследовательские задания, они учатся искать, общаться, работать в команде, изобретать и принимать самостоятельные решения. Факт, что наши ученики участвуют и побеждают на олимпиадах и чемпионатах по различным предметам. Это, с одной стороны, гордость школы, а с другой — говорит о целеустремленности самих ребят, их уверенности в своих силах и таланте. Чему в немалой степени способствует и участие в проекте «Школа детей для детей», где они развивают свои творческие способности и лидерские качества.

В конечном итоге — моделируют свою будущую жизнь.

Фотографии статьи
В театральном кружке школы № 4 занято полторы сотни юных актеров, а военно- патриотическим клубом руководит настоящий майор. Кроме того, здесь действуют собственный парламент и Республика Мальчишек и Девчонок. Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА
Автор проекта Марина ЧЁШЕВА, методист Межшкольного информационно-методического центра Черепановского района