Госжильё под приглядом
Государственный надзор и муниципальный жилищный контроль поделили сферы влияния
После того как состоялась массовая приватизация жилья, объем муниципального жилфонда резко сократился. Пришло время расставить акценты: кто же все-таки должен следить за порядком в этом секторе.
Депутаты Законодательного собрания одобрили проект регионального закона «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области». Закон позволит, с одной стороны, разграничить функции и полномочия органов, контролирующих жилфонд, с другой — заставить органы самоуправления более рачительно относиться к муниципальной собственности.
Контролировать сохранность и размер оплаты
Проблема в том, что контроль за муниципальным жилищным фондом сегодня осуществляют как органы муниципального жилищного контроля, так и органы государственного жилищного надзора. Поэтому назрела необходимость в новом законопроекте, который позволит избежать дублирования функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, что противоречит принципам административной реформы — таким, как обязательное разграничение полномочий и снижение административных барьеров.
Отдавать на откуп управляющим компаниям принятие всех решений, касающихся муниципального жилья, — это не выход. Следовательно, возникает необходимость в плановых проверках со стороны органов муниципального жилищного контроля. Новый законопроект закрепляет за проверяющей стороной ряд полномочий: это контроль за сохранностью жилых помещений, за порядком их переустройства и перепланировки, за предоставлением нанимателю коммунальных услуг и определением размера платы за них.
— Изначально мы хотели детально прописать в законопроекте все полномочия органов муниципального жилищного контроля, — сказал председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин. — Но затем решили, что муниципальные органы образования и органы местного самоуправления вправе принять регламент работы на своем уровне. Поэтому законопроект формулирует основной порядок осуществления муниципального контроля и порядок взаимодействия с органами государственного жилищного надзора.
Если УК либо ТСЖ не исполняют требований законодательства, если качество проверки вызывает сомнения и нарекания со стороны граждан, в полномочия вступает государственная жилищная инспекция, которая может проводить проверки даже без согласования с органами прокуратуры. Инспекция исполняет функции арбитра, помощника и консультанта.
Начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области Владимир Ряскин убежден, что законопроект вынудит органы местного самоуправления заниматься своим жилым фондом более активно.
Отшлифует практика
Министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин отметил, что далеко не все муниципальные образования смогут эффективно организовать систему жилищного контроля. Поэтому имело бы смысл определить в законе условия, при которых, например, поселение могло бы передавать свои полномочия на уровень района.
Однако Татьяна Деркач, руководитель управления по правовым и экономическим вопросам Законодательного собрания, пояснила, что без внесения изменений в федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такая передача невозможна.
— Принимая законопроект, мы приводим областное законодательство в соответствие с федеральным, определяем порядок, который должен помочь нам разобраться в сегодняшней системе ЖКХ, — сказал первый заместитель председателя Законодательного собрания Евгений Покровский, подводя итог обсуждению. — Совершенствовать закон будет практика.
ДОСЛОВНО
Евгений ПОКРОВСКИЙ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Закон о порядке осуществления муниципального жилищного контроля не должен служить толчком к созданию дополнительных структур. Это очень серьезный момент. Вопросы, которые будут контролироваться (связаны они и с управлением, и с капитальным ремонтом, и с тарифной системой), могут перекликаться, но не должны наслаиваться друг на друга. Чтобы не происходило дублирования, мы постарались провести черту, определив, кто и за что должен отвечать в соответствии с федеральным законодательством.