У кого высший балл?
В минувшую среду Сибирская академия политических наук провела презентацию первого рейтинга политиков Новосибирской области. Каким образом составлялся список персон для ранжирования? Какие критерии использовались при определении мест?
Кого и как ранжировали
Как пояснил Игорь Козлов, проректор по научной и воспитательной работе Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, рассматривались действующие политики, чья активность по определению наиболее высокая в сравнении с теми, кто не облечен обязательствами по занимаемой должности или статусу.
Такой подход обусловил включение в список для составления политического рейтинга 61 участника. В это число вошли:
— руководители государственных и муниципальных исполнительных органов власти;
— депутаты Государственной думы РФ VI созыва от Новосибирской области;
— члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Новосибирской области;
— председатели комитетов и комиссий Законодательного собрания Новосибирской области;
— заместители мэра Новосибирска;
— председатели комиссий Совета депутатов Новосибирска;
— заместители губернатора Новосибирской области, министры Новосибирской области, члены областного правительства;
— руководители фракций «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» Законодательного собрания Новосибирской области.
Сначала эксперты проголосовали за общую первую двадцатку, затем выстроили рейтинги каждой группы, а именно: правительства области, Законодательного собрания, мэрии, Совета депутатов Новосибирска, федеральных структур, Госдумы РФ, политических партий…
Пять критериев рейтинга
Оценка рейтинга проводилась по пяти критериям: влияние во властном поле, узнаваемость, имидж (облик), влияние в медийном поле, политическая активность.
Каким образом задаются такие критерии? Возможно ли использование других? Или есть какие-то классические оценочные формулы? И какова содержательность такого критерия, как влиятельность? Многие политики узнаваемы, но не путаем ли мы этот фактор с влиятельностью?
Алексей Осипов, заведующий кафедрой Сибирской государственной геодезической академии, считает, что не стоит идеализировать рейтинги, тем не менее они реально отражают состояние общественных настроений, эффект деятельности представителей власти и политических структур. Пока других, более точных инструментов ни социология, ни политология, ни социальная психология не создали.
Несомненно, качество таких инструментов во многом зависит от уровня экспертных оценок. Новосибирск как научный и образовательный центр, несомненно, сформировал экспертное сообщество высокого профессионального уровня.
А судьи кто?
В составлении рейтинга приняли участие 23 эксперта, среди которых ректоры и профессора высших учебных заведений, старшие преподаватели, политтехнологи, главные редакторы, журналисты, редакторы сайтов.
Эксперты оценивали политический рейтинг кандидатов по десятибалльной шкале. Средний балл по каждому кандидату выводился путем суммирования оценок, данных экспертами по каждому критерию оценки, после чего были подведены итоги по каждому кандидату и составлена итоговая таблица.
Первая пятерка
Лидирующие позиции в общем списке участников рейтинга:
1. Юрченко Василий Алексеевич, губернатор Новосибирской области (8,38 балла),
2. Городецкий Владимир Филиппович, мэр Новосибирска (8,23 балла),
3. Толоконский Виктор Александрович, полномочный представитель Президента РФ (8,08 балла),
4. Болтенко Надежда Николаевна, председатель Совета депутатов Новосибирска (7,13 балла),
5. Карелин Александр Александрович, депутат Государственной думы РФ (7,11 балла).
Комментируя результаты, профессор Алексей Осипов отметил, что данные рейтинга в целом отражают реальные позитивные сдвиги в развитии города и области. Это повлияло и на оценки экспертов, которые особое внимание уделили тем, кто стоит у рычагов реального управления, в том числе и областными системами жизнеобеспечения.
Влияние слов и дел
Закономерность первого места губернатора Василия Юрченко профессор обусловил ментальностью населения, которое принимает стиль управления главы региона. Главная характеристика этого стиля — минимизация разрыва между словом и делом. Лаконизм, сдержанность в управлении, при котором за конкретными предложениями следуют конкретные дела, плюс имидж губернатора, его возраст, личные характеристики — все это в комплексе поднимает Василия Юрченко в глазах общества на высшую оценочную ступень.
Характеризуя оценки, которые коллеги выставили первой пятерке политиков, Алексей Осипов заметил, что состоялась своеобразная экспертиза чувств и настроений населения. Так, люди понимают, что среди забот полномочного представителя Президента Виктора Толоконского не только Новосибирская область, но повышенный интерес к ней полпреда оценивается неоднозначно.
В целом, по мнению Алексея Осипова, на оценках политиков, долго находящихся у власти, может сказаться так называемая амортизация имиджа. «Это чревато», — заключил профессор.
Политическое время отличается от физического
С какой периодичностью эксперты будут формировать рейтинг политиков? Игорь Козлов, отвечая на этот вопрос, сослался на то, что эксперты пока в процессе обсуждения данной темы.
В итоге на пресс-конференции сошлись на том, что «бухгалтерский» поквартальный подход вряд ли тут приемлем. Хотя бы потому, что периоды политической активности и затишья определяются многими факторами. Так, профессор Александр Малышев, заведующий кафедрой Сибирского института управления (филиала РАНХиГС), заметил, что в политике «верхи» не столь подвержены изменениям, сколь середина.
Алексей Осипов добавил, что политическое время отличается от физического. Порой 2 — 3 дня могут изменить всю картину политического ландшафта. Тем не менее универсальность рейтингов в том, что такой инструмент «можно вставить в любую динамику».
Завершая презентацию, Игорь Козлов пообещал, что экспертная группа в этом году постарается подвести итоги политического сезона. Эта информация будет также опубликована.
С полной итоговой таблицей рейтинга политиков можно ознакомиться здесь.