Научить видеть жизнь

Молодым специалистам необходима поддержка, а от них требуется знание профессии, трудолюбие и честность.
Победитель городского конкурса «Молодой учитель года — 2012» ведет уроки истории и обществознания в 5 — 7-х классах и историю мировой художественной культуры в 9-х классах гимназии № 15 «Содружество». Плюс активное участие в общественной жизни, плюс учеба на курсах повышения квалификации. Потому разговор с Александрой Вячеславовной КЛЮЧЕРЕВОЙ происходил в условиях практически экстремальных — между уроками и мероприятиями.
«Мы вас по телевизору видели!»
— Победа в конкурсе особенно ярко продемонстрировала ваш потенциал. Важно ли это для ваших учеников? Усиливает ли ваш авторитет?
— Они мне говорят: «Ой, мы вас по телевизору видели! Ой, вы на Доске почета!» Это приятные моменты, но авторитет этим не заработаешь. Он формируется в ежедневном общении. Для детей важно, чему и как ты их научил. Я не говорю, что они помнят и знают все досконально о пазырыкской культуре, которую мы проходим в 5-м классе. Я работаю лишь второй год, а мои шестиклассники мне напоминают, что мы с ними уже обсуждали, какие легенды я им объясняла. Это действительно вдохновляет.
А участие в конкурсе должно быть не ради самого конкурса или победы. Если тебе есть что показать, хочется поделиться твоим творческим взглядом на процесс обучения — вот тогда это надо делать. Я была на мастер-классе у победительницы областного конкурса «Учитель года» Людмилы Андреевны Некрасовой. Сразу видно, как человек живет и думает. Она не делала шоу специально для конкурса, видно, что она так всегда работает. Такой вариант для меня идеальный. Но чтобы участвовать в конкурсе, нужно еще и рассчитывать свои силы — это ведь дополнительное время, которого всегда не хватает. Да и поддержка школы необходима: где-то на уроках подменить и прочие организационные моменты.
— Все-таки звание очень почетное — лучшая среди молодых. Многие ли из ваших однокурсников выбрали работу по профессии?
— Довольно высокий процент выпускников моего родного исторического факультета идут преподавать в школы или вузы. Проблема в том, что немногие выдерживают. В нашей работе много рутины, а заработок, пока у тебя нет категории, невысок. Приходится брать много уроков, а когда у тебя нет опыта, своих наработок, к ним нужно очень тщательно готовиться. Многое зависит от политики учреждения. У нас, например, поддерживают молодых специалистов. Плюс участие в проектах оплачивается дополнительно, но на это необходимы время и силы. Главная ценность моей победы, кстати, в том, что я смогла защитить первую категорию. Молодым специалистам первые два-три года без поддержки, в том числе семьи, сложно.
Такая суетливая компания
— Александра, вы закончили школу с золотой медалью, много чем увлекались. Почему выбрали именно исторический факультет педагогического университета?
— В школе я, пожалуй, больше других предметов любила информатику. И она мне отчасти помогла в педуниверситет поступить. Дело в том, что это зачисление состоялось в апреле в результате победы на олимпиаде, которая состояла из вопросов по предмету, общих психологических вопросов и творческого проекта. Я представила презентацию о Великой Отечественной войне, проявив свои способности графического дизайнера. Так что поступление вышло очень простым, без всякой летней экзаменационной суеты, и я остановилась на этом варианте. И не секунду не пожалела! Соприкосновение с историей буквально с первых лекций перестраивает твое мировоззрение. Я многое в жизни стала воспринимать по-другому. В этом, по-моему, и суть моего предмета — научить видеть жизнь. Я хочу повысить общий уровень культуры своих учеников, дать им объективное представление об исторических событиях и привить умение грамотно рассуждать. Пусть они не будут помнить все даты и имя каждого полководца, но будут понимать, например, на какой основе создан исторический фильм.
— Каково работать с современными детьми?
— Знаете, когда слышу, как, многозначительно вздыхая, говорят: «Сейчас такие дети!», хочется спросить: «Какие же?» Странные? Непонятные? Мы, наверное, были такими же для своих учителей. Я ближе к своим ученикам: они такие, какими и должны быть дети. Если ты знаешь возрастную психологию (а нас этому учили), то сможешь разобраться, помочь им и найти общий язык. Профессия учителя в этом плане ничем не отличается от других: чтобы работать, нужно быть трудолюбивым, честным и хорошо выполнять свои обязанности.
— На конкурсе вы участвовали как Александра Бугровская, а сейчас уже Ключерева. Как муж относится к вашей насыщенной жизни?
— Конечно, он жалуется. Уроков у меня много — в этом году 28 часов, а в прошлом году было 30, но некоторые педагоги больше ведут. А после обеда учусь сама и участвую в различных проектах гимназии: например в управлении качеством образования. И, конечно же, классное руководство. У меня 5-й класс, а это, сами понимаете, у одного голова заболела, кто-то палец прищемил — такая суетливая компания. Но такова моя работа, так что мужу приходится просто понимать и принимать.