Судьба площади
Члены архитектурно-градостроительного совета обсудили концепцию застройки площади Карла Маркса.
Похоже, что центр левобережья наконец-то избавится от долгостроев и обретет архитектурную законченность: здесь должны появиться современный дом культуры, спортивный комплекс с реабилитационным центром, гостиница. Но, по мнению мэра Новосибирска Владимира Городецкого, представленную на рассмотрение архитектурно-градостроительного совета мэрии концепцию застройки необходимо доработать.
Непростая задача
Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что для жителей левобережья площадь Карла Маркса имеет такое же значение, как для новосибирцев, проживающих на правом берегу, — площадь Ленина. С одной стороны, здесь расположен памятник нашему знаменитому земляку Александру Покрышкину, несколько больших торговых центров и крупная транспортная развязка, но в то же время имеются несколько недостроенных объектов, которые не только не украшают центр левобережья, но и создают большие неудобства для горожан.
— Перед проектировщиками стояла непростая задача, — отмечает мэр Владимир Городецкий. — Дело в том, что площадь Маркса фактически уже застроена, и имеющиеся здания никуда не денешь. Речь идет скорее о том, чтобы придать этому месту более гармоничный вид, соблюсти архитектурные пропорции. И, конечно же, создать для жителей левого берега место, где можно проводить различные мероприятия, а также отдохнуть.
По замыслу проектировщиков, пространство перед памятником Александру Покрышкину должно стать центральной точкой площади. Здание Дома культуры, которое расположено непосредственно за памятником, будет реконструировано. Возможно, здесь разместится общественно-культурный центр с концертным залом. Планируется, что это здание будет иметь два дугообразных крыла высотой в четыре этажа. Таким образом, Дом культуры создаст монументальный фон для памятника и подчеркнет его значение для города. Перед Домом культуры разобьют сквер с газонами, цветниками и фонтанами.
Во славу симметрии
Здание гостиницы тоже собираются достроить. Кроме того, на пересечении улиц Титова и Ватутина планируется разместить многофункциональный комплекс с учебно-реабилитационным центром для детей-инвалидов. Концепция предусматривает наличие еще двух зеленых зон — возле ГУМа (улица Сибиряков-Гвардейцев) и торгового центра «Фестиваль».
Обсуждение концепции было разносторонним. Свои предложения внес главный художник города Юрий Бурика. Как известно, перед памятником Покрышкину имеется выход из метро. Юрий Михайлович предложил создать аналогичную архитектурную конструкцию, расположенную симметрично, и разместить в ней кафе либо павильон, где будут продавать цветы. Перед зеленой зоной можно будет создать эспланаду для военных парадов и праздничных шествий.
Были замечания и у других членов совета. С точки зрения первого заместителя мэра Новосибирска Андрея Ксензова, не следует забывать, что площадь Карла Маркса — это мощный транспортный узел, и со временем нагрузка на него может возрасти. Соответственно, необходимо предусмотреть возможность строительства в районе площади остановки скоростного трамвая, который будет ходить по улице Сибиряков-Гвардейцев и в дальнейшем — в район ОбьГЭС.
«Все должно быть в едином стиле»
Нужно также просчитать, сколько парковочных мест сможет вместить площадь, и решить, где расположить эти парковки. Следует продумать схему выездов из парковок, выходов из метро и с остановочных павильонов.
— Хочу отметить, что в целом концепция застройки площади Маркса получилась достаточно интересная, — подводит итог мэр Владимир Городецкий. — Хотя, конечно, многие моменты нуждаются в доработке. Так, нам удалось добиться определенных договоренностей, например, насчет реабилитационного центра. Считаю также, что стоит всерьез продумать моменты, касающиеся единой концепции благоустройства площади: какие там будут лавочки, освещение, тротуарная плитка. Что же касается возможности сделать площадь Маркса полностью пешеходной, то я полагаю, что это дело будущего. Лишь запуск третьего, а в дальнейшем — четвертого моста через Обь сможет разгрузить Коммунальный мост и проспект Маркса, а до того создание пешеходной зоны вызовет огромные транспортные проблемы. Думаю, что проектировщики учтут все замечания, и скоро мы сможем обсудить окончательный вариант концепции.