Выбор сделан осознанный
В Карасуке 28 тысяч жителей, это больше половины всего населения района.
В Карасуке 28 октября 2012 года пройдут досрочные выборы в городской Совет. На недавно состоявшейся сессии депутаты приняли решение о досрочном сложении своих полномочий. Что стоит за этим событием и каковы мнения на этот счет, попробуем разобраться.
Сначала предпочли альтернативу
Город в прошлом году стал одним из немногих в области, где отменили прямые выборы мэра. Здесь предпочли возможность, прописанную в Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Суть этого варианта в том, что глава муниципалитета избирается из числа депутатов местного представительного органа. Этот же человек становится председателем местного Совета. А глава администрации района или города нанимается депутатами по контракту на конкурсной основе. Эту должность на англоязычный манер теперь называют так — сити-менеджер. В Карасуке на конкурс была выдвинута одна кандидатура.
Собственно для населения тогда ничего не изменилось: число руководителей, которые должны решать проблемы развития территорий, осталось прежним.
Сегодня практически в каждом районном центре действуют две администрации и четыре руководителя: главы района и райцентра (города или села), а также два председателя Советов депутатов, соответственно районного и городского (или сельского, в зависимости от статуса райцентра).
До недавнего времени такое положение дел оставалось безальтернативным. Пока Госдума не приняла очередной пакет поправок в тот же 131-й закон.
Одна из поправок внесена в часть 2 статьи 34: «Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется».
Именно эта поправка послужила причиной продолжить в Карасуке попытки совершенствования управленческой системы и сократить число чиновников. Для этого местному депутатскому корпусу пришлось внести изменения в Устав города. Закон предписывает также, что реализовать эти новшества могут только депутаты следующего созыва, а не те, кто реформировал Устав.
Выборы городского Совета должны были бы состояться только через три года… Но депутаты решили, что ждать не стоит, и проголосовали за досрочные выборы в городской Совет. И если все пойдет по плану, в районе будет одна администрация, ответственная и за город, и за район в целом.
Мнение главы района
Глава Карасукского района Александр ГОФМАН уверен, что депутаты руководствовались исключительно интересами своих избирателей. При этом Александр Павлович подчеркнул, что решение было поддержано практически единогласно.
— Александр Павлович, все-таки событие неординарное не только для района, но и для области. Неужели обошлось без кривотолков?
— Не обошлось. Но для меня важно, что такое решение вносит ясность в отношения власти и населения. Поэтому я уверен, что люди поймут и поддержат своих депутатов.
Вот представьте проблемы человека, живущего в райцентре, где есть две администрации двух разных муниципальных образований — района и города. В сознании людей прочно закрепилось понятие о том, что выше городской стоит районная власть. Принятый в 2003 году 131-й Федеральный закон разграничил полномочия муниципальных образований, и каждая отвечает за дела в пределах своей территории. Но это нисколько не изменило представление людей о власти. Если они не находят помощи или ответа у городских властей, идут на прием к главе района, будучи уверенными, что его статус выше, а значит и власти больше.
Мы не можем оставить обращение без внимания, просто сославшись, что это не наше дело. И начинается официальная переписка. Глава района обращается к главе администрации города Карасука, излагая проблему жителя райцентра и предлагая пути ее решения. Городской глава по своему усмотрению реагирует. А человек устает ждать, не понимая, почему сам глава района не может оперативно разобраться в его проблеме. Какое у него складывается мнение? «А, сидят, не хотят работать», — раздражается он против всей власти вообще…
— Депутатам не откажешь в разумности такого решения, и люди всегда за сокращение числа чиновников. Но не повлияет ли это негативно на систему управления? На бюджетные отношения?
— Думаю, что система управления будет лучше скоординирована. Формированием и исполнением бюджета Карасука будет заниматься глава администрации района, а утверждать и контролировать — депутатский корпус города.
Что касается сокращения числа сотрудников, то из 47 штатных единиц, что сегодня в городской администрации, нам потребуются 5 — 7 специалистов, и то только потому, что некоторыми вопросами, к примеру, учетом жилья, мы не занимались ранее. Строительством, образованием, культурой, спортом, да и ЖКХ мы занимаемся. Какой-то сверхнагрузки, уверен, для администрации района не будет. В лучшую сторону изменятся эффективность управления, оперативность для Карасука.
Экономия, конечно, важна, но для меня в приоритете оперативное решение проблем жителей. Уверен, что мы сумеем правильно организовать работу всех служб жизнеобеспечения.
У района миллиардный бюджет, а у города — 150 миллионов. Как улучшить качество жизни горожан, тоже, заметьте, жителей района? Мы много потеряли из-за разобщенности. Образовался ряд вопросов, в решение которых мы не могли включиться. Это электроснабжение турбазы, строительство водопроводов в городе, отсутствие воды в многоэтажных домах в летний период… Задачи непростые: обеспечить стабильную работу коммунальной сферы, в достатке снабдить город водой и теплом.
— Александр Павлович, говорят, что власть — это всегда политика. Если это так, то что в центре ваших политических намерений?
— Качество жизни населения — вот моя политика. И все, что мешает росту этого качества, со временем будет устранено, я в этом уверен. Вот сейчас из бюджета одного поселения нельзя передать средства в бюджет другого, хотя ситуации бывают разные. В одной деревне на глубинный насос не хватает, а в другой не сумели освоить бюджетные средства. Мне как чиновнику судить о том, плох или хорош закон, нельзя, но правоприменительная практика уже доказала: 131-й надо еще совершенствовать. Об этом недавно говорил уже Премьер-министр Дмитрий Медведев, да и многие губернаторы высказываются так же. Вы говорите — политика? Порой один плохо работающий закон действует лучше любого штатного оппозиционера.
СПРАВКА
Государственной думой принят Федеральный закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 29 ноября 2010 года он вступил в силу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— В соответствии с российским законодательством сами граждане, жители муниципального образования, имеют право определить форму самоуправления. Как губернатор поддерживаю решение жителей Карасука. Никакого административного решения этого вопроса не было. Если подобный опыт будет востребован на территории области, то принимать решения все будут сами. Вижу в этой инициативе эффективность и разумность.
ФАКТ
Ежегодные затраты на содержание аппарата городской администрации Карасука — 15 — 16 миллионов рублей в год. После расформирования эти деньги можно использовать на благоустройство, дороги, строительство водопроводов и многое другое