Пора взросления
Система самоуправления в жилищной сфере все еще не перешагнула «переходный» возраст. Однако признаки скорой зрелости налицо: число устраненных нарушений со стороны управляющих компаний по сравнению с прошлым годом по области увеличилось в полтора раза. Что побудило их работать лучше?
Сознательность растет
В 2012 году жилищная инспекция провела проверки в 128 населенных пунктах нашей области — это в два раза больше, чем в прошлом году. Несмотря на то, что было проверено в два раза больше домов, число нарушений увеличилось всего на 70 процентов. Начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Владимир Ряскин связывает это с тем, что управляющие компании осознали: лучше потратить деньги на быстрое устранение неполадок, чем откладывать ремонт и выплачивать штрафы.
Почти 5 процентов от всех нарушений относятся к неверно оформленным уставам. Немало нарушений связано с выбором способа управления. Жилищная инспекция обратилась в суд с исками в отношении пяти ТСЖ о признании их незаконными. Еще один иск получила управляющая компания, которая была совершенно нелигитимно выбрана в одном из обслуживаемых ею домов.
Помимо этой работы, в 2012 году жилищная инспекция контролирует исполнение региональной программы капитального ремонта и Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по этому же вопросу. По словам Владимира Ряскина, в нынешнем году дома, прошедшие капитальный ремонт, вводятся в эксплуатацию после первого же представления принимающей комиссии.
Они организуют нашу жизнь
О том, чем занимаются управляющие компании, знают все, но что именно понимается под управлением? Это заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями; сбор показаний всех приборов учета на всех коммуникациях, начисление и расчеты; подсчет зарегистрированных граждан по месту жительства и по месту пребывания, что сейчас очень актуально; систематические осмотры общего имущества, устранение мелких дефектов — разбитых окон и так далее. Одновременно с этим уборка лифтов, лестничных клеток, придомовой территории, мусоропроводов — ведь все это требует постоянного ухода.
Немалое значение управляющие компании должны уделять безопасности всех коммуникаций и конструкций здания. Жилищная инспекция контролирует все газифицированные дома в части заключения и наличия договоров на техническое обслуживание и проведения диагностики газооборудования. Так, в Новосибирске, в поселке Красный Яр и в селе Усть-Тарка в 507 домах были выявлены нарушения, угрожающие безопасности жителей. Все неполадки были устранены по указанию жилищной инспекции.
Платить сколько скажут, или проверять?
В новых платежных документах подробно указано, сколько и за что мы должны заплатить, даны показания общедомовых и индивидуальных приборов учета и так далее. Владимир Ряскин призывает всех очень внимательно относиться к этим цифрам.
— Законодательство подталкивает собственников к самоуправлению, и нужно думать, как сократить траты на общедомовые нужды, ориентируясь на показания приборов учета. И если на общедомовые нужды уходит столько же, сколько на личные, необходимо разбираться, что же происходит. Может быть, в подвале есть течь и надо срочно менять трубы. Для повышения тарифов всегда должны быть основания, если у вас есть вопросы, обратитесь в управляющую компанию за обоснованием начисления такой суммы. Вам обязаны предоставить его в пятидневный срок.
Кроме того, управляющая организация обязана не реже одиного раза в год предлагать собственникам энергосберегающие меры, и если она этого не делает, то совершает административное правонарушение. Разумеется, активные собственники и сами могут заявить, что им нужно.
— Управляющая компания не имеет права в одностороннем порядке повысить размер платы, — утверждает Владимир Ряскин. — Если такое происходит, то это навязывание услуг, которые не заказаны. Тариф повышается только в том случае, если управляющая компания производит работы по решению собственников.
ЦИФРА
Минимальный штраф за неисполнение требований жилищной инспекции — 10 000 рублей