USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Профессия за школьной партой

Подготовлено министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
Школьники познают азы профессии. Фото из архива Минтруда НСО
Школьники познают азы профессии. Фото из архива Минтруда НСО

Теперь молодежь имеет возможность получить востребованные на рынке труда профессии еще в процессе школьного обучения. В регионе стартовала ведомственная целевая программа «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012 — 2014 годы». О состоянии и перспективах профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в рамках реализации программы — интервью с министром труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорем ШМИДТОМ.

— Игорь Викторович, насколько актуальна для области эта программа?

— Сегодня у выпускников общеобразовательных учреждений недостаточная мотивация к выбору рабочих профессий и специальностей технической направленности в силу расхожего мнения о непривлекательности технического профессионального образования. Выпускники школ имеют низкий уровень технологической культуры и осведомленности о профессиях технической направленности промышленного сектора и их востребованности. Программа «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012 — 2014 годы» была разработана министерством в ходе реализации долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 — 2015 годы». Цель программы — подготовка школьников к трудовой деятельности по политехническим и агротехническим специальностям и получение профессионального образования технической направленности. Будет организовано профильное обучение учащихся основной и старшей школы, направленное на повышение престижа технического профессионального образования.

— В области создаются образовательные консорциумы, в которых представлена вся вертикаль: учреждения начального и среднего профессионального образования — вузы — производства. Будет ли программа решать задачу включения общеобразовательных школ в данную систему?

Конечно, к работе образовательного консорциума мы будем подключать школы. Программа позволит создать эффективную систему интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, будет способствовать успешной самореализации выпускников школ и безошибочному построению дальнейшей профессиональной карьеры.

Концептуальная идея программы состоит в создании информационно-образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, подготовки молодежи к трудовой деятельности, социальной адаптации и защиты выпускников школ в современных рыночных отношениях.

Говоря о конкретных задачах программы, я бы выделил две основных. Во-первых, это организация ранней профессиональной ориентации учащихся 7 — 8-х классов, направленной на освоение программ допрофессиональной подготовки, получение политехнических и агротехнических знаний и повышение престижа технического профессионального образования. Во-вторых, это создание интегрированной системы подготовки школьников по программам, дающим право на самостоятельную трудовую деятельность по специальностям политехнического и агротехнического профиля после окончания общеобразовательных учреждений.

В 8 — 9-х классах школьники, помимо общеобразовательных предметов, будут изучать курс введения в рабочую профессию. В 10 — 11-х классах старшеклассники будут проходить практическое обучение по определенной программе профессиональной подготовки на базе промышленного или агротехнического предприятия. После окончания политехнической или агротехнической школы одиннадцатиклассники вместе с аттестатом получат свидетельство об уровне квалификации по востребованной на рынке труда профессии и определятся с дальнейшим выбором: продолжить образование или трудоустроиться по полученной профессии.

— О каком количестве агротехнических и политехнических школ идет речь в программе? Какие учреждения участвуют в реализации программы?
— Уже сейчас участниками программы стали 20 учреждений начального и среднего профессионального образования области. Из них 10 учреждений будут вести обучение по профессиям агротехнической направленности и 10 учреждений политехнической направленности. Сегодня сформировано 35 специализированных политехнических и агротехнических классов. В них пройдут обучение 875 школьников по профессиональным модулям в рамках профессиональных программ политехнической и агротехнической направленности. Считаю, что все общеобразовательные учреждения должны выстраивать свою работу по ранней профессиональной ориентации школьников и повышению престижа технического образования. С 5 — 7-го класса ученики должны бывать на экскурсиях на производствах, знакомиться с различными рабочими профессиями и специальностями, видеть опыт успешных высококвалифицированных рабочих, а старшеклассники — получать навыки рабочей профессии.

— Игорь Викторович, каким образом производится отбор участников программы и какие средства предусмотрены на ее реализацию?

— Участников программы отбирали на основе анализа заявок глав муниципальных районов и городских округов и перечня наиболее востребованных профессий технического и агротехнического профиля. Сегодня, как я уже сказал, это 20 учреждений, 11 из которых расположены в районах области. К концу реализации программы ее участниками станут 40 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования. За три года на реализацию программы из областного бюджета будет направлено 33,8 миллиона рублей. Всего за данный период 2 825 школьников пройдут обучение по профессиональным модулям в рамках профессиональных программ политехнической и агротехнической направленности, из которых 1 800 получат документ государственного образца — свидетельство об уровне квалификации.

Убежден, что организованная ежегодная подготовка специалистов технического профиля, направленная в дальнейшем на выпуск востребованных специалистов, позволит снизить уровень дефицита рабочих кадров на рынке труда Новосибирской области.

Фотографии статьи
Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорь Шмидт. Фото из архива Минтруда НСО