Профессия за школьной партой
Теперь молодежь имеет возможность получить востребованные на рынке труда профессии еще в процессе школьного обучения. В регионе стартовала ведомственная целевая программа «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012 — 2014 годы». О состоянии и перспективах профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в рамках реализации программы — интервью с министром труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорем ШМИДТОМ.
— Игорь Викторович, насколько актуальна для области эта программа?
— Сегодня у выпускников общеобразовательных учреждений недостаточная мотивация к выбору рабочих профессий и специальностей технической направленности в силу расхожего мнения о непривлекательности технического профессионального образования. Выпускники школ имеют низкий уровень технологической культуры и осведомленности о профессиях технической направленности промышленного сектора и их востребованности. Программа «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012 — 2014 годы» была разработана министерством в ходе реализации долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 — 2015 годы». Цель программы — подготовка школьников к трудовой деятельности по политехническим и агротехническим специальностям и получение профессионального образования технической направленности. Будет организовано профильное обучение учащихся основной и старшей школы, направленное на повышение престижа технического профессионального образования.
— В области создаются образовательные консорциумы, в которых представлена вся вертикаль: учреждения начального и среднего профессионального образования — вузы — производства. Будет ли программа решать задачу включения общеобразовательных школ в данную систему?
Конечно, к работе образовательного консорциума мы будем подключать школы. Программа позволит создать эффективную систему интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, будет способствовать успешной самореализации выпускников школ и безошибочному построению дальнейшей профессиональной карьеры.
Концептуальная идея программы состоит в создании информационно-образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, подготовки молодежи к трудовой деятельности, социальной адаптации и защиты выпускников школ в современных рыночных отношениях.
Говоря о конкретных задачах программы, я бы выделил две основных. Во-первых, это организация ранней профессиональной ориентации учащихся 7 — 8-х классов, направленной на освоение программ допрофессиональной подготовки, получение политехнических и агротехнических знаний и повышение престижа технического профессионального образования. Во-вторых, это создание интегрированной системы подготовки школьников по программам, дающим право на самостоятельную трудовую деятельность по специальностям политехнического и агротехнического профиля после окончания общеобразовательных учреждений.
В 8 — 9-х классах школьники, помимо общеобразовательных предметов, будут изучать курс введения в рабочую профессию. В 10 — 11-х классах старшеклассники будут проходить практическое обучение по определенной программе профессиональной подготовки на базе промышленного или агротехнического предприятия. После окончания политехнической или агротехнической школы одиннадцатиклассники вместе с аттестатом получат свидетельство об уровне квалификации по востребованной на рынке труда профессии и определятся с дальнейшим выбором: продолжить образование или трудоустроиться по полученной профессии.
— О каком количестве агротехнических и политехнических школ идет речь в программе? Какие учреждения участвуют в реализации программы?
— Уже сейчас участниками программы стали 20 учреждений начального и среднего профессионального образования области. Из них 10 учреждений будут вести обучение по профессиям агротехнической направленности и 10 учреждений политехнической направленности. Сегодня сформировано 35 специализированных политехнических и агротехнических классов. В них пройдут обучение 875 школьников по профессиональным модулям в рамках профессиональных программ политехнической и агротехнической направленности. Считаю, что все общеобразовательные учреждения должны выстраивать свою работу по ранней профессиональной ориентации школьников и повышению престижа технического образования. С 5 — 7-го класса ученики должны бывать на экскурсиях на производствах, знакомиться с различными рабочими профессиями и специальностями, видеть опыт успешных высококвалифицированных рабочих, а старшеклассники — получать навыки рабочей профессии.
— Игорь Викторович, каким образом производится отбор участников программы и какие средства предусмотрены на ее реализацию?
— Участников программы отбирали на основе анализа заявок глав муниципальных районов и городских округов и перечня наиболее востребованных профессий технического и агротехнического профиля. Сегодня, как я уже сказал, это 20 учреждений, 11 из которых расположены в районах области. К концу реализации программы ее участниками станут 40 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования. За три года на реализацию программы из областного бюджета будет направлено 33,8 миллиона рублей. Всего за данный период 2 825 школьников пройдут обучение по профессиональным модулям в рамках профессиональных программ политехнической и агротехнической направленности, из которых 1 800 получат документ государственного образца — свидетельство об уровне квалификации.
Убежден, что организованная ежегодная подготовка специалистов технического профиля, направленная в дальнейшем на выпуск востребованных специалистов, позволит снизить уровень дефицита рабочих кадров на рынке труда Новосибирской области.