Юные антигерои полицейских новостей
Родители зачастую не уделяют должного внимания воспитанию своих детей
По данным областной полиции, статистика подростковой преступности в Новосибирской области за последние пять лет заметно снизилась, но сказать о том, что на этом горизонте сейчас безоблачно, пока нельзя. Показательная история о том, как недосмотр и равнодушие родителей и окружающих толкают детей на скользкий путь правонарушений, недавно произошла в Октябрьском районе Новосибирска. Инспекторы по делам несовершеннолетних получили информацию, что в городе стали чаще происходить кражи интернет-кабелей с крыш типовых многоэтажек. Подобной новостью сегодня никого не удивишь: охотники за цветными металлами порой совершают и не такое. Было заведено уголовное дело, но поймать этого неуловимого Карлсона никак не удавалось.
И никаких препятствий
Тема зазвучала в беседах с молодыми людьми, стоящими на учете. И один паренек случайно проболтался, что знает, откуда ветер дует, и в итоге назвал все «пароли и явки». Следом инспекторы вызвали для беседы тех, чьи имена прозвучали в приватном диалоге — так постепенно вышли на всех участников этой истории. Оказалось, что «герои» полицейских новостей прекрасно знакомы инспекторам и стоят у них на учете.
Главным организатором предприятия, пояснила Ольга Кульга, старший инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции № 6 «Октябрьский» Управления МВД России по городу Новосибирску, стал подросток, уже судимый по статье «Грабеж». Имея опыт и соответствующие знакомства, он без труда придумал план добычи «легких денег» и привлек к работе двух своих товарищей.
Мальчишки срезали навесные замки с чердачных помещений, забирались на крышу девятиэтажек и получали доступ к электронным коммуникациям. Они прекрасно разбирались в технической стороне вопроса, знали, как грамотно оголить, обрезать кабель, что с ним делать дальше. Не встретив на своем пути никаких препятствий (неужели никто из ответственных лиц, да и просто жильцов дома не обращал внимания на многокилограммовые бухты кабелей, летящих с крыши? — Ред.), ребята обошли восемь домов и добыли около ста килограмм цветного металла. Денег заработали тоже немало: скупщики, разумеется, и не подумали спросить парней, «откуда дровишки».
Что же ты, глупышка, не спишь?
По мнению Ольги Кульга, в том, что произошло, виноваты прежде всего родители. Никто из них не интересовался тем, как их дети проводят свободное после школы время.
Что же представляют из себя родители этих подростков? Все, увы, оказалось предсказуемо. Паренек, который был главным заводилой этой компании, живет в полной семье, но ни мама, ни папа по сути не участвуют в его воспитании, да и сами не являют собой пример для подражания. Папа, к примеру, выпивает, к тому же, не стесняясь присутствия в квартире уже достаточно взрослого сына, приводит в дом малознакомых дам. Второй мальчик, причастный к этим кражам, тоже не может похвастаться, что обласкан вниманием родителей, а третий вообще не так давно переселился из родного в детский дом. В августе его маму лишили родительских прав.
Сейчас все эти ребята по-прежнему учатся в школе. По закону их не имеют права отстранить от занятий и перевести на другую форму обучения. По делу ведется следствие.
Обычные апельсинки
От осинки не родятся апельсинки — утверждает народная мудрость. И в некоторых случаях это действительно так. По словам инспекторов по делам несовершеннолетних Октябрьского района Новосибирска, у подростков, воспитанных имеющими судимости родителями, уже в возрасте 13 — 14 лет нередко, что называется, на лице написано, чем они занимаются и кем могут в жизни стать. Но все это — крайности.
— Чаще наши подопечные — это самые обычные, даже очень милые, обаятельные, смышленые ребята, — рассказывает Ирина Власенко, старший инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции № 6 «Октябрьский» Управления МВД России по городу Новосибирску. — Мы стараемся их вразумить, наставить на путь истинный, но без участия в процессе родителей и учителей сделать это очень непросто.
По словам специалистов, самый опасный возраст — это 14 — 16 лет. К уголовной ответственности привлекать подростков уже можно, но они еще не успели этого осознать и продолжают дурить без оглядки на последствия. То есть именно в это — пограничное — время, когда, казалось бы, дети уже стали взрослыми и меньше нуждаются в советах и помощи взрослых, им на самом деле требуется еще больше внимания, чем прежде.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья ВОЛКОВА, психолог-консультант Сибирской ассоциации психоаналитиков:
— Иногда людям, родителям трудных подростков или простым очевидцам каких-то происшествий, действительно, «выгодно» не замечать происходящего вокруг, даже если ситуация по всем признакам явно выходит из-под контроля. Такое поведение — признак эмоциональной незрелости. Люди боятся лишних хлопот, контактов, ответственности, они очень зависимы от мнения окружающих, не хотят прослыть теми, «кому больше всех надо». У них нет внутренней «мамы», которая подсказывала бы им, что хорошо, а что плохо, где надо проявить инициативу, и подталкивала бы их к разумным, взрослым поступкам. Причины эмоциональной незрелости стоит искать в детстве, потому что нравственные основы и ориентиры закладываются у человека очень рано, в возрасте трех- пяти лет. При этом, к примеру, мало говорить ребенку: «Не бери чужое», надо и самим спрашивать у него разрешения, трогая его книги или игрушки. Ребенок, который чувствует, что он неинтересен родителям, что с ним не считаются, становится либо агрессивным, либо очень внушаемым и склонным к депрессии.
ЦИФРА
В прошлом году в Новосибирской области совершили преступления 66 тысяч подростков. Пять лет назад эта цифра была в два раза больше.