USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Про грядки с мискантусом и лисиц на поводке

Павел КРАСИН
Фото с сайта www.myfoxclub.ru
Фото с сайта www.myfoxclub.ru

Новосибирские ученые знают способ, как вывести Россию в мировые лидеры по производству целлюлозы

Разработки сибирских ученых могут быть использованы в том числе и в интересах экономики региона. В рамках заседания научного экспертного совета при региональном правительстве ученые представили несколько проектов, которые могли бы войти в число брендов Новосибирской области.

Целлюлозный вопрос
Одно из самых востребованных в промышленности веществ — целлюлоза. Традиционно ее получают из двух источников — хлопка, из которого производят ткани, и древесной массы. Древесная целлюлоза используется для производства бумаги, пластмасс, лаков и других веществ. Ее потребление растет с каждым годом, но на то, чтобы восстановить древесные массивы, уходят десятилетия. Поэтому новосибирские ученые ведут поиски новых растений для получения целлюлозы в больших объемах. Проект, представленный на суд экспертов, мог бы помочь отечественной целлюлозной индустрии занять лидирующие позиции на мировом рынке.

Среди перспективных источников целлюлозы — мискантус, многолетнее травянистое растение, многие сорта которого хорошо адаптировались к условиям средней полосы России. Необычную форму мискантуса вывели в Институте цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН: растения имеют очень длинные корневища, которые после посадки в рядки быстро колонизируют почву и формируют ровную плантацию. Уже на третий год посадки заросли мискантуса достигают высоты 2,5 метра.

Как утверждает заместитель директора ИЦиГ СО РАН Сергей Пельтек, эта культура отлично подходит для условий Западной Сибири. В наших условиях с одного гектара мискантуса можно получить 10 — 15 тонн сухой биомассы в год, что соответствует четырем тоннам высококачественной целлюлозы. Плантация формируется за два-три года и дает урожай в течение 15 — 20 лет.

— Пробные посадки мискантуса уже прошли испытания на опытных полях СО РАН, — рассказывает Сергей Пельтек. — Сейчас мы работаем над двумя взаимосвязанными проектами: созданием агробиотехнологии выращивания мискантуса и организацией производства по переработке нового вида целлюлозосодержащего сырья. В проекте предусмотрена государственная регистрация технических условий на целлюлозу из мискантуса. Качество продукции будет контролироваться согласно действующим ГОСТам и разрабатываемым ТУ.

Новый друг человека
Помимо проектов, интересных с экономической точки зрения, наши ученые представляют и другие идеи. На первый взгляд они могут показаться несерьезными. К примеру, одомашнивание лисиц.

Советский генетик Дмитрий Беляев начал эти работы еще в начале 1950-х. Став директором Института цитологии и генетики СО АН СССР в 1959 году, он продолжил свои исследования, в результате чего удалось создать уникальную популяцию одомашненных лисиц.

— Сейчас в питомнике ИЦиГ СО РАН подрастает уже 51-е поколение ручных лисиц, — рассказывает кандидат биологических наук Антон Сивков. — В мире не проводят экспериментов по одомашниванию лис, и мы с уверенностью можем сказать, что наш опыт удачен. Дружелюбное отношение к человеку у ручных лисиц обусловлено генетически, и их поведение можно сравнить с поведением домашней собаки.

Это не означает, что содержать лисицу так же просто, как собаку. Даже одомашненная лиса ценит независимость и не терпит обмана. Кушают лисички то же, что и собаки, но лучше кормить их вареной, а не сырой пищей. А вот кости у лисиц тоньше, чем у собак, поэтому к ним нужно относиться достаточно бережно.

Помимо научного интереса, «лисий» проект имеет и коммерческую перспективу. Исследователи уже продали пять лис покупателям из России и еще пять — зарубежным заказчикам. Пока их смогли приобрести только те, кто может построить для лисицы индивидуальный вольер на своем участке. Следующий этап эксперимента — социализация лис, то есть привитие им навыков для жизни в доме или городской квартире. Для этого исследователям требуется отдельный виварий. Но это — не единственная причина, по которой проект может затормозиться.

Центр коллективного пользования «Генофонды пушных и сельскохозяйственных животных» ИЦиГ СО РАН может поддерживать небольшую популяцию лис — до 400 особей ежегодно. По словам Антона Сивкова, только за первые шесть месяцев 2012 года поступило 293 заявки на лис из России и 130 заявок из заграницы — то есть спрос уже превышает даже теоретическое предложение. Конечно, не все, кто подал заявки, купят лису — хотя бы потому, что стоят ручные звери недешево. Российскому покупателю предлагается заплатить за лисицу 80 тысяч рублей, а зарубежному — 160 тысяч.

Экспертный совет рекомендовал рассмотреть возможность оказания поддержки этим проектам в числе четырех, претендующих в перспективе на получение субсидий из областного бюджета в порядке софинансирования.