USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Из жизни героев и антиподов

Татьяна ШИПИЛОВА
Фестиваль успешен благодаря энтузиазму Эллы Давлетшиной. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ
Фестиваль успешен благодаря энтузиазму Эллы Давлетшиной. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ

XV Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» рассказал новосибирцам много нового об окружающем их мире

Новосибирск никогда не был обделен интеллектуальными, эстетическими и эмоциональными зрительскими радостями. Но фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», которому в нынешнем сентябре исполнилось 15 лет, занимает особое место.

Фантастические краски правды
Потому что хорошее документальное кино — даже сделанное с элементами фантастики или игры — оно правдиво, оно о человеке, оно о времени, в котором мы сегодня живем. Помню, сколько открытий и даже настоящих переживаний принес первый фестиваль (а уровень сразу был задан высокий, международный), проходивший тогда в крошечном зальчике «Новосибирсккиновидеопроката» на Каинской. Там был драматичный и очень красивый по изобразительному ряду (Адриатика!) фильм о ставшей на путь демократических реформ Албании; о безлюдной Зоне, в которую чернобыльская катастрофа на долгие годы превратила часть бесполезно цветущей яблоневыми садами прекрасной земли; о давних болях и обидах, пережитых нашими, казалось бы, верными друзьями из стран социалистического лагеря в годы тоталитаризма. Ну и конечно, там были новые картины новосибирцев — Виталия Соломина, Юрия Шиллера, Раисы Ерназаровой, Владимира Эйснера, здравствовавшей тогда Марии Халиной и других — сегодня, можно сказать, классиков, а тогда мастеров, чей авторитет и позволил в непростые 90-е привлечь в Сибирь и творческую молодежь, и мэтров документального жанра. И, конечно же, у фестиваля был мощный мотор в лице Эллы Давлетшиной, тоже именитого режиссера-документалиста, которая все это инициировала и на собственном энтузиазме организовала.

«Встречи в Сибири» меняли место дислокации, в меньшей степени формат показов, но неизменно высоким был уровень основной программы — здесь побывали со своими новыми фильмами Кустурица, Лозница, Федорченко и многие другие известные кинорежиссеры.

Нам нужна «Победа»
На этот раз фестиваль комфортно обосновался в кинотеатре «Победа», с руководством которого на протяжении трех последних лет связи крепли постепенно, но надежно — на основе общих критериев в оценке киноискусства. За пять дней было показано более двух десятков фильмов, в том числе признанных лучшими на престижных европейских киносмотрах. Они условно разделялись на несколько блоков. Это фильм открытия фестиваля российского режиссера Виктора Косаковского и немецкого продюсера Хайно Деккерта — «Да здравствуют антиподы!» (открывавший в прошлом году Венецианский кинофестиваль и получивший мировое признание профессионалов). Вторая составляющая — фильмы международного фестиваля научного кино «360 градусов», еще одна — ленты немецких документалистов, их показ посвящен году Германии в России. На фестивале также демонстрировались лучшие российские фильмы последних лет и традиционно — фильм режиссера-новосибирца. Обычно это целая программа, на этот раз зрителям была представлена картина Павла Головкина «Наследник». Как комментировала накануне Элла Давлетшина: «Программа не очень большая, но построенная по принципу «лучше меньше, да лучше».

Это подтвердил уже первый фильм Косаковского, который, по мнению зрителей, «бессмысленно было бы смотреть в каком-нибудь «Ютубе», настолько он изыскан по замыслу и изобразительным средствам».

О замысле в одном из интервью рассказал сам автор: «Я находился в Аргентине, ездил по стране. И где-то в самой глубинке, как говорится, на краю света, я увидел человека, который удил рыбу. Вокруг не было ни живой души, стояла полная тишина. Это было, наверное, самое тихое место на земле. И я подумал: а что если продлить леску через всю земную твердь, интересно, где она выйдет на поверхность? Оказалось, она вышла в Шанхае, наверное, самом шумном месте на земле. Мысль эта меня зацепила, я занялся изучением пар антиподов. Выяснилось, что их очень немного, потому что большую часть Земли занимают океаны…» Пересказать же впечатление от фильма — почти невозможно. Что, по словам самих документалистов, признак настоящего визуального произведения искусства.

А искусство, разумеется, дается непросто, это великий труд.

— Мне было очень важно сделать визуально потрясающий фильм, чтобы доказать, что документальное кино можно и нужно смотреть именно на большом экране, а не по телевизору, как все привыкли это делать сегодня, — пояснил режиссер. Он болеет за судьбу современной документалистики, потому что именно ее острый глаз и правдивый язык способен сказать людям Земли всю правду о их взаимозависимости друг от друга.

Своеобразных антиподов представили зрителям и на третий день фестиваля, на сеансе, где были показаны фильмы новосибирца Павла Головкина об академике Семёне Кутателадзе и датчанина Каспара Аструпа Шредера о японском шоумене от науки («изобретателе» караоке и прочих штучек) докторе Накамацу.

Фильмы очень разные, интересный каждый по-своему, но особенно в связке непременно приводящие зрителя к серьезным размышлениям: что есть наука, честь ученого, а также наш «цивилизационный долг» перед будущими поколениями.

Именно этот момент размышления, что нынче в стенах кинотеатров зарождается нечасто, неотъемлемая и, пожалуй, самая важная составляющая фестиваля «Встречи в Сибири». Начиная с первого, и по нынешний — пятнадцатый.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег ТОФАНЮК, исполнительный директор кинотеатра «Победа»:
— Хорошее документальное кино — это кино высокохудожественное. Его смотреть намного интереснее, нежели так называемые сегодняшние блокбастеры. И в этом году на «Встречах в Сибири» была потрясающая программа, со многими внутри жемчужинами.

Фотографии статьи
Московский режиссер Борис Хлебников привез на фестиваль документальный фильм с элементами игрового кино «Пока ночь не разлучит», где в жанре «вербатим» были зафиксированы разговоры завсегдатаев модного кафе. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ