USD 102.2911 EUR 105.0893
 

Технологический спецназ

Павел КРАСИН
Промышленные дизайнеры могут разработать всё — даже луноход. Фото Павла КРАСИНА
Промышленные дизайнеры могут разработать всё — даже луноход. Фото Павла КРАСИНА

Подготовку высококвалифицированных дизайнеров для промышленности предполагает взять на себя Молодежный учебный центр

С вхождением России в ВТО внешняя невзрачность товаров отечественного производства может стать серьезной помехой в освоении новых рынков, да и свой собственный отстоять становится все сложнее. Притом что сама по себе продукция отечественных товаропроизводителей в качестве не уступает зарубежным аналогам.

Специалисты убеждены: нужно возрождать и развивать профессиональное образование дизайнеров, ориентированных на сферу производства. Развитие промышленного дизайна способствует технологической оснащенности предприятий, повышанию качества выпускаемой продукции, ее востребованности, а значит — и прогрессу промышленной отрасли в целом.

— Во многих регионах нашей страны обсуждаются проекты центров промышленного дизайна, — рассказывает Константин Галенко, участник проекта по созданию в Новосибирске Молодежного учебного инновационного центра промышленного дизайна «Креотерика». — Это система, с помощью которой из молодежи можно вырастить «технологический спецназ»: инженеров и конструкторов, создающих новинки, спроектированные под экономику будущего. Подобный инновационный центр промышленного дизайна мы и решили создать совместно с управлением по делам молодежи Новосибирской области.

В поисках новых Королёвых
Центр уже начал работу, но для того, чтобы развернуться, ему нужны и время, и поддержка. На заседании молодежного губернаторского клуба проект развития центра был представлен губернатору Новосибирской области Василию Юрченко и другим экспертам. К обучению промышленному дизайну предполагается подключать не только школьников и студентов, но и тех, кто уже получил высшее техническое образование. Авторы проекта уверены, что стране нужны новые Королёвы, Туполевы и другие — то есть люди, продвигающие прогресс в целом.

— Заводам необходимы проекты промышленных новинок, а области — производственные стартапы, — утверждает Виктор Поважаев, руководитель проекта по созданию Молодежного учебного инновационного центра промышленного дизайна «Креотерика». — Для мира инноватики более пригодно то направление подготовки дизайнеров, которое есть всего в нескольких вузах России — УралГАХА, СПбГПУ. Студенты этих вузов учатся разработке машин, роботов и манипуляторов, медицинских приборов, военной техники и электроники, быстрому созданию прототипов и так далее. Новосибирску особо нужны центры промышленного дизайна, которые будут готовить специалистов в этой тематике, но в более сжатый срок.

Разумеется, обучать дизайну, просто читая лекции, нельзя. Промышленный дизайн включает в себя несколько стадий: начинается все с генерации идеи и ее концептуальной проработки, затем дизайнер создает эскиз, макет и трехмерную компьютерную модель изделия, на финальном этапе конструируется прототип готового продукта — опытный образец, который потом сможет пойти в серию.

Создадим, протестируем, продвинем
Современные компьютерные программы позволяют создать модель из огромного числа элементов так же, как если бы дизайнер собирал ее вручную из настоящих деталей и материалов. Это облегчает работу над прототипом, но для его изготовления нужно настоящее оборудование. У авторов проекта «Креотерика» уже есть образовательная программа из семи курсов, помещение и учебный фрезерный станок, и они намерены расширить технологический парк.

Стоимость оборудования может достигать нескольких миллионов рублей, использоваться оно будет не только для обучения. В центре планируют открыть лабораторию по проектированию и сборке простейших роботов. Еще одна задача, поставленная сотрудниками центра, — создать все условия для того, чтобы заинтересованная молодежь могла превратить свои идеи в опытные образцы. А далее — помочь им в поиске инвесторов, в запуске производства новых продуктов и их выводе на рынок.

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко отметил, что идея молодежного центра многообещающая, но нужно более тщательно проработать образовательные программы. Возникает закономерный вопрос: неужели нельзя на базе государственных вузов, которых в Новосибирске немало, готовить столь востребованных на рынке специалистов? Между тем подготовка идеально вписывается в схему, когда предприятие дает вузу заказ на конкретного специалиста, оплачивает его обучение, а затем получает высококвалифицированного сотрудника. Есть спрос — должно появиться и предложение...

КОММЕНТАРИЙ
Лидия КРАСИНА, новосибирский дизайнер:
— Отечественные изделия всегда были достаточно функциональны, но их эргономика и внешний вид зачастую не выдерживали конкуренции с западными образцами. Необходимость подготовки дизайнеров (художников-конструкторов) для промышленных предприятий с целью выбора ассортимента и разработки конкурентоспособных изделий для массового производства была очевидна уже в 1980-е годы. Тогда высококлассных специалистов готовили в Москве, Свердловске, Харькове. Были попытки создать факультет дизайна в Новосибирске на базе НЭТИ (НГТУ). Предприятия направляли в вузы заказы на специалистов-дизайнеров, но с началом перестройки эту практику прекратили.