На старый Алтай по новой дороге
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области проконтролировали ход строительных работ на объездной трассе в Ордынском районе
Необходимость строительства качественной трассы на Алтай по территории Ордынского района назрела давно: по этой дороге ездят не только легковые автомобили, но и большегрузные фуры и автобусы дальнего следования. Кроме того, Обское море подмывает берега, по которым проходил ряд участков существующей грунто-щебеночной дороги, и укреплять их вышло бы значительно дороже, чем построить новую трассу. Сегодня дорога на Камень-на-Оби готова на две трети — это почти 20 километров. Последний пусковой комплекс будет сдан в будущем году.
Работы на дороге Новосибирск — Камень-на-Оби на участке Кирза — граница Алтайского края ведутся по новым технологиям. Так, на втором пусковом комплексе вместо 50-сантиметрового слоя песка в основание трассы дорожники используют современный легкий и прочный экструдированный материал — пенополистирол.
— Причин использования этого материала несколько, — поясняет генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» Федор Николаев. — Мы ушли от перевозки 150 тысяч тонн песка, так как это непременно сказалось бы отрицательно на дорогах. Кроме того, хотелось опробовать новые материалы. Наконец, это удобно и выгодно. Конечно, сам по себе пенополистирол достаточно дорог, но если подсчитать общие затраты на перевозку нужного количества песка и на восстановление после этого дорог, то мы даже немного сэкономили — примерно полтора миллиона рублей. Еще одно из применяемых нами новшеств — на ведущие машины, грейдеры и бульдозеры мы установили системы 3D-нивелирования, что увеличило ровность дороги.
Еще одна гордость дорожников — мобильный асфальтобетонный завод. Его мощности легко и быстро перемещаются в нужную точку на карте, а вместе с ним — лаборатория, столовая, баня. В период стройки в городке проживают около 80 человек, которые работают вахтовым методом по 15 дней.
— Раньше, — говорит Николаев, — по всей стране были раскиданы заводы небольшой мощности, и когда нужно было привозить за 100 километров асфальтобетон, уходило много времени и терялось качество. Сегодня мы перекидываем завод производительностью 160 тонн за 7 — 8 дней. Закончились работы на участке — завод и городок собрали, рекультивировали землю и съехали. Еще 10 лет назад о такой мобильности не могло быть и речи.
Мобильность — вещь важная: температура покрытия на момент начала укладки должна быть от 140 до 160 градусов, и пока она не остыла до нижней точки (90 градусов), надо успеть сделать шесть проходов катками.
— Пройдены все этапы по подготовительным слоям: укладка пенополистирола и черного щебня. Сегодня мы производим укладку нижнего слоя из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, после чего останется только укладка верхнего слоя, — рассказывает директор по производству ОАО «Новосибирскавтодор» Михаил Сиротенко. Он же добавляет, что на дороге идет постоянный контроль качества работы, а высококачественный битум и сама технология позволяют избежать пучинистости и основной беды всех дорог, по которым ездят груженые фуры, — образования колеи.
На новую дорогу местные жители возлагают большие надежды. По словам глава Спиринского сельсовета Светланы Власовой, ускорится очень многое: медицинская помощь, доставка продуктов в магазины, время поездки в соседние населенные пункты и на Алтай. Согласен с этим и председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков, отметивший, что дорога очень важна как для новосибирцев, так и для жителей Алтайского края.
— Если сэкономим на ноябрьских торгах по строительству третьего пускового участка, найдем дополнительное финансирование, то нужно перебросить на объект дополнительные средства, чтобы ускорить работы, — сказал Титков.
В любом случае очевидно, что на карте дорог Новосибирской области будет «закрыто» асфальтом еще одно важное направление.