Тарифные планы. И реальность
С 1 сентября вводятся новые правила предоставления и оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах
Первый день осени ознаменуется вступлением в силу новых правил предоставления коммунальных услуг и начисления платы за них. На первый разъяснительный урок по заданной теме собрали журналистов: эксперты рассказали о корректировке тарифов и других новшествах.
Гибче, жестче, объективней
С 1 сентября порядок начисления платы по всем коммунальным услугам изменится в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Плату за услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за услуги, потребляемые на общедомовые нужды, жители многоквартирных домов будут вносить отдельно. Перемены коснутся тех, кто установил приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Если общедомовой счетчик установлен, разница между его показаниями и показаниями индивидуальных приборов учета в квартирах будет распределяться на всех собственников многоквартирного дома пропорционально площади жилья. Граждане, которые еще не обзавелись общедомовыми приборами, будут оплачивать теплоэнергию с учетом нормативов потребления, но они также будут участвовать в оплате общедомовых расходов.
Еще одно важное первосентябрьское новшество состоит в том, что требования к должникам ужесточатся. Тем, кто несвоевременно или не полностью расплачивается за коммунальные услуги, будет начисляться пеня. А при наличии трехмесячной задолженности ресурсоснабжающая организация может прекратить подачу услуги: тепла, света, воды и так далее.
Для сравнения напомним, что прежние правила были более «терпимыми» — допускали срок задолженности до шести месяцев. Правда, новый порядок предусматривает рассрочку платежей — в отдельных случаях, регулируемых законодательством.
Чтобы невзгоды не коснулись
По мнению главного инженера МУП «Горводоканал» Юрия Багаева, говорить о росте тарифов в обычном понимании этого слова не стоит, так как инфляция оказывается выше роста тарифов.
— У нас порядка 80 процентов расходов связано с приобретением материалов, оборудования, реагентов, стоимость которых ежегодно растет на 10 — 20 процентов, — подчеркивает главный инженер «Горводоканала» и сообщает, что компания приступает к реализации инвестиционной программы, рассчитанной на период с 2013 по 2018 год. В повышение качества услуг, в надежность работы системы водоснабжения и водоотведения планируется вложить порядка пяти миллиардов рублей. Это существенно повысит уровень экологической безопасности областного центра.
В 2012 году в частном секторе Новосибирска производят замену старых труб. Колонок становится все меньше, и представители «Горводоканала» признают: человек XXI века, снующий с ведрами между домом и колонкой, — явление удручающее и абсурдное.
— В последнее время нами принято на баланс порядка 400 километров сетей частного сектора, — сообщает Юрий Багаев. — В ближайшие пять лет практически все эти сети должны быть реконструированы, что обойдется в сумму не менее 10 миллионов рублей за один километр.
Когда человек получает от управляющей компании расчетный счет, что для него самое важное? Чтобы увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги шло соразмерно с увеличением его собственных доходов. С этим согласна и Ольга Молчанова — начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска.
— Мониторинг ситуации в Новосибирске показывает, что по сравнению с предыдущими годами количество обращений по поводу роста оплаты коммунальных услуг существенно сократилось, — говорит Ольга Витальевна. — И не в последнюю очередь потому, что новосибирцы стали активно устанавливать приборы учета и оплачивать коммунальные услуги в соответствии с теми объемами, которые потребляют реально.
Как отмечают эксперты, есть и еще один позитивный момент — хорошее качество воды в Новосибирске и бесперебойность ее подачи. Централизованная система водоснабжения города существует более восьмидесяти лет.
— Безусловно, часть сетей изношена, поэтому ежегодно в тарифы включен минимум затрат на проведение текущего ремонта. Инвестиционные вложения в тарифы составляют порядка 300 миллионов рублей, еще 200 миллионов рублей выделяет мэрия Новосибирска, — сообщили в мэрии. — Есть прогресс в плане надежности системы: аварий меньше и их устранение происходит быстрее, чем раньше. Мы лишены тех невзгод, которые есть у жителей таких городов, как Владивосток или Хабаровск.
ЦИФРЫ, ФАКТЫ, ПРЕДЫСТОРИЯ
С наступлением осени рост тарифа на холодное водоснабжение составит 5,6 процента, на водоотведение — 5,4 процента. Это соответствует предельным индексам, установленным на федеральном уровне. Тариф на водоснабжение, который будет применяться для расчета платы граждан (с учетом НДС и надбавки) составит 12,83 рубля, а тариф на водоотведение — 8,63 рубля. При этом нормативы водопотребления, увеличивающиеся в ряде регионов России, в нашей области останутся на прежнем уровне — департамент по тарифам отложил принятие решения до следующего года.
Рассказывая предысторию корректировки тарифов, заместитель руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров отметил, что решения приняты в конце прошлого года. Именно тогда Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила предельные индексы изменения тарифов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение. Приказ ФСТ дал возможность водоснабжающим организациям инициировать увеличение тарифов.
— Если говорить об услугах новосибирского МУП «Горводоканал», с 1 января по 30 июня этого года цена не менялась, а на период с 1 июля по 1 сентября тариф был увеличен на пять процентов. С начала сентября этого года произойдет доиндексация практически на аналогичную величину, — конкретизировал Гарей Асмодьяров.
По законодательству срок действия утвержденных цен не может составлять менее чем двенадцать месяцев. Однако особенность текущего года состоит в том, что изменения тарифа (единожды установленного) идут с календарной разбивкой.
АНОНС
3 сентября в департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска будет работать горячая телефонная линия по теме «О снижении размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в жилом помещении,
а также при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества».
Задать вопросы по данной теме желающие смогут с 14:00 до 15:00 по телефону 223-70-33
СПРАВКА
По «тарифным вопросам» новосибирцы могут обращаться в департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска (тел.: 227-42-08, 227-42-19), в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (тел.: 222-06-95, 222-43-04), в администрации районов, а также в единую диспетчерскую службу мэрии города Новосибирска (тел. 051).